ИРАКЛ (Геракл)

ИРАКЛ (Геракл) – Александрийский епископ (231/232 –246/24г), богослов. Учился у Оригена (около 185 – около 254 гг.) вместе со своим братом Плутархом и у Аммония Сакка (ум. около 242 г.) на пять лет раньше Оригена. Был выбран Оригеном для помощи в преподавании в Александрийской школе. После изгнания Оригена из Александрии в 231 г. Александрийским епископом Димитрием (189–231 гг.) Иракл стал главой школы. Есть версия, что после кончины епископа Димитрия и избрания на александрийскую кафедру Иракла Ориген решил вернуться в Александрию. Но его ученик Иракл сам изгнал Оригена из церкви и удалил из Александрии. Вот что сообщает об этом текст Коптского календаря в цитации его Константинопольским патриархом Фотием I Великим (858–867, 877–886 гг.): «Во дни преосвященного Иракла находился в Александрии Ориген, именуемый Адамантовым, который публично изъяснял свою ересь, радуясь и торжествуя. Св. Иракл сам изгнал его из церкви и удалил из Александрии за извращение здравого учения и разрушение православной веры. Ориген, высланный, ушёл и достиг в Сирии городка именуемого Тмуис, в котором был православный епископ по имени Аммоний, епископ, который позволил Оригену проповедовать в своей церкви. Папа Иракл услышав об этом, отправился в Тмуис и за это низложил Аммония и поставил на его кафедру епископа Филиппа». Источником информации, к которому восходит эта версия, оказывается, прежде всего, Феофил Александрийский (384–412 гг.). Однако пристрастное отношение Феофила к Оригену заставляет многих исследователей относиться к его антиоригенистским выпадам с осторожностью. Церковный историк Сократ Схоластик (около 380 – около 440 гг.) писал, что Феофил «произнёс клевету на книги Оригена». Архиепископ Филарет (Гумилевский) писал: «Если чьи нападения на Оригена относились к славе Оригена, то это нападения Феофила Александрийского». В ХХ в. румынский патролог Иоанн Коман писал: «Некоторые оригеновы "ошибки" критикуются Феофилом на основании цитации текстов из соответствующих творений Оригена, однако большая часть – просто клеймение без цитации текста и без указания сочинения, из которого взята критикуемая идея». О конфликте Иракла со своим учителем ничего не сообщает церковный историк Евсевий Кесарийский (260/265 – 338/339 гг.). И хотя он очень уважал Оригена, вполне благоговейно вспоминает и об Иракле, «чья жизнь – пример того, как жить в мудрости и воздержании». Если бы конфликт существовал, вряд ли бы Евсевий так отзывался бы о враге Оригена (например, он ни словом не упоминает о критике Оригена – священномученике Мефодии Олимпийском). Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.) также при изложении хроники тех событий не упоминает о конфликте Иракла и Оригена: «232 г. Славится в Александрии Ориген. 233 г. Рукополагается 12-й епископ александрийской церкви Иракл, управлявший 16 лет. 235 г. Ориген из Александрии переходит в Кесарию Палестинскую». Не упоминает об этом конфликте и сам Ориген. В 233 г. он пишет в Афинах автобиографическое письмо Иерусалимскому епископу Александру (213–251 гг.), где говорит: «Это я сделал (речь идёт о занятиях светским науками), подражая Пантену, как и Иракл, который ныне председательствует в совете священников в Александрии, и которого я нашёл у учителя философских дисциплин; он упорно трудился у него за пять лет до того, как я стал заниматься у того же учителя. Под его влиянием он (Иракл) снял с себя обычную одежду, которую носил раньше, и принял облик философа, доныне сохраняемый; он не перестаёт по возможности заниматься и эллинскими науками». Иракл был первым Александрийским епископом, которого письменные источники называли папой (в Римской церкви этот термин не использовали до VI в.). Первое известное упоминание об этом содержится в письме, написанном Александрийским епископом Дионисием Великим (247/248 – 264/265 гг.) к Филимону о крещении: «Это правило и этот образец я получил от блаженного папы нашего Иракла: он изгонял из церкви бывших еретиков, от церкви отделившихся, а ещё более тех людей, которые от неё не отделялись, были, казалось, с ней вместе, но были уличены в посещении лжеучителей. Он не принимал их обратно, несмотря на их просьбы, пока они всенародно не излагали всего, что слышали от противников церкви. Тогда он принимал их в общение и не требовал, чтобы они вторично крестились, ибо раньше они получили от него святое Таинство». Греческий церковный писатель Секст Юлий Африкан (около 160 – около 240 гг.) в своей «Хронографии» пишет, что он предпринял путешествие в Александрию, привлечённый славой Иракла.

 
PR-CY.ru