ИОАКИМ III Деведзис - Страница 3

Во время первого патриаршества Иоаким III продолжал протестовать и против конфискации румынским правительством монастырского имущества, а 10 июля 1882 г. отправил обличительную грамоту Унгро-Влахийскому митрополиту Каллинику по поводу совершённого им без разрешения патриарха мироварения, введения григорианского календаря, христианского отпевания самоубийц, совершения таинства крещения через обливание водой и т.п. С православными автокефальными церквами (особенно с Русской) Иоаким III восстановил братские отношения и имел постоянное общение по различным вопросам. С разрешения Святейшего Синода храм преподобного Сергия в Москве был отдан в качестве подворья Константинопольской патриархии. Проводимая Иоакимом III вненациональная церковная политика, дружеское отношение к России и его стремление преодолеть болгарскую схизму вызвали недовольство греческого правительства, и особенно премьер-министра Греции Харилауса Трикуписа (1832–1896 гг.). При Иоакиме III был восстановлен и украшен патриарший храм, убранство которого сохранялось в неизменном виде до пожара 1941 г. Иоаким III основал патриаршую библиотеку и реорганизовал типографию (1880 г.), в которой начали издавать официальную газету Константинопольского патриархата (до 1923 г.). При нём было достроено новое здание Великой народной школы в константинопольском р-не Фанар (1880–1882 гг.). В 1879 г. на о-ве Халки было учреждено центральное священническое училище, а в 1882 г. была основана священническая школа близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери). В 1879 г. в Смирне (ныне Измир) было организовано Братство для распространения греческих знаний в Малой Азии, т.к. большая часть малоазийских греков почти забыли родной язык. Выйдя в отставку и живя в Вафиохори, Иоаким III продолжал следить за церковно-политической жизнью. Его уход с кафедры вызвал сильные волнения в греческом народе. В высших церковных кругах сформировалась партия его приверженцев, так называемых иоакимитов, которые при активной поддержке русской дипломатии старались добиться восстановления Иоакима III на патриаршем престоле. В августе 1886 г. Иоакима III посетил профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Егорович Троицкий (1832–1901 гг.). Отчёт об этом визите, представленный обер-прокурору Синода Константину Петровичу Победоносцеву (1827–1907 гг.), является одним из важнейших документов по церковной истории конца XIX в. В разговоре с Троицким Иоаким III выступил сторонником строгой церковной дисциплины и даже счёл нужным учиться в этом отношении у католиков, подчёркивая, что это не распространяется на догматическую сторону вопроса. В глазах противников Иоаким III был русским ставленником, поэтому избрание в 1887 г. патриарха Дионисия V (1887–1891 гг.) расценивалось как вызов России. Иоаким III совершил несколько длительных поездок по Ближнему Востоку, а затем удалился на Афон, в Милопотам, принадлежащий Великой Лавре (пребывал там с 1889 по 1901 гг.). Он продолжал поддерживать отношения с русскими дипломатами, особенно с консулом в Фессалонике; вёл переписку с И.Е. Троицким и сенатором Тертием Ивановичем Филипповым (1825–1899 гг.).

 



 
PR-CY.ru