ИОАКИМ III Деведзис - Страница 2

В 1878 г. некий христианин завещал имущество на благотворительные дела, но его брат стал оспаривать это завещание, одобренное патриархией, в турецком гражданском суде. В результате разбирательств в 1880 г. министр юстиции издал распоряжение, согласно которому утверждение в наследстве по завещаниям христиан, а также рассмотрение тяжб между христианами впредь должны были производиться только в турецких судах. Протест Иоакима III по поводу отстранения епархиальных архиереев от ведения подобных дел остался без ответа. В октябре 1882 г. турецкое правительство сделало вторую попытку ограничить права патриархии. Турецкий министр народного просвещения дважды доводил до сведения Иоакима III, что инспектор печати и типографий счёл два учебника, которыми пользовались в греческих школах патриархата (географию Антониадиса и христианский катехизис Диомида Кириакоса), вредными по содержанию. Согласно указанию министра, эти две книги подлежали изъятию и уничтожению. В октябре 1882 г. Сисанийский митрополит Афанасий получил султанский берат, составленный с изменением традиционной статьи о праве архиереев быть судимыми по гражданским делам патриархом; теперь такие дела должны были рассматриваться турецкими судами, действующими по мусульманским законам. В феврале 1883 г. Касторийский митрополит Констанций получил такой же берат. Тогда Иоаким III выразил протест против нарушения древних прономий церкви и обратился к министру юстиции и вероисповеданий с просьбой восстановить древний порядок. Получив отказ, Иоаким III направил протест повторно. В ответ турки сослались на проведённые реформы судопроизводства по европейскому образцу, утверждая, что гражданский суд больше не имеет религиозного характера. В пространном протесте, представленном Порте 14 июля 1883 г., Иоаким III изложил все нарушения древних прав церкви в области наследства, брачных и бракоразводных дел, указал на внесение изменений в текст архиерейских бератов и выразил надежду, что Порта восстановит прежнее положение. Однако требование Иоакима III выдать задержанный султанский берат о патриарших правах также не было удовлетворено. 9 декабря 1883 г. Иоаким III отрёкся от престола. Но министр исповеданий представил дело так, будто не правительство, а Синод вынудил патриарха отречься от власти. Тогда Иоаким III вторично заявил министру об отречении (16 декабря 1883 г.), назвав причиной посягательство Порты на древние права церкви. Порта вновь вступила в дискуссию о прономиях, стараясь доказать, что она не нарушала прав церкви; эта переписка тянулась до марта 1884 г. В конце марта Порта выдала Иоакиму III берат, тождественный берату его предшественника, но сопроводила документ министерским распоряжением, в котором соглашалась руководствоваться в вопросах завещаний при разводе древними правами церкви. Однако обвинённый в преступлении клирик должен был немедленно после доставления его в патриархию или митрополию передаваться светской власти и содержаться в гражданской тюрьме, а не в патриархии или митрополии, как это делалось раньше. Синод не согласился с таким изменением берата, т.к. он позволял Порте требовать лишения сана священников, обвинённых в политических делах, и лишал их права предстать перед церковным судом. Иоаким III считал новую форму берата приемлемой, но ввиду настойчивого требования Синода отправиться в Порту с протестом 30 марта 1884 г. окончательно сложил с себя патриаршие полномочия и удалился в своё имение на берегу Босфора.

 



 
PR-CY.ru