ИЕРЕМИЯ II Транос - Страница 2

В это время Константинопольский патриархат испытывал серьёзные финансовые затруднения из-за возраставших требований оттоманского фиска, а также из-за того, что значительное число церковных налогов не поступало в казну патриархии, оседая в епархиях. После смерти покровителей Иеремии II – Михаила Кантакузина (5 марта 1578 г.) и Мехмед-паши Соколлу (11 октября 1579 г.) – Священный Синод низложил Иеремию II и вернул престол Митрофану III. Однако Иеремия II успел заслужить поддержку и любовь народа, и после кончины Митрофана (в августе 1580 г.) Священный Синод снова избрал Иеремию II. Вскоре он встретил противодействие со стороны партии иерархов, стремившейся сделать патриархом состоятельного племянника Митрофана Филиппопольского митрополита Феолипта. Противники Иеремии II стали распространять ложный слух, что патриарх проповедует христианство среди турок, что было запрещено османскими законами. Феолипт договорился с Кесарийским митрополитом Пахомием, человеком честолюбивым и имевшим хорошие связи при султанском дворе, чтобы тот за деньги добился у султана назначения на патриарший престол и передал его Феолипту, получив взамен Филиппопольскую митрополию. В результате султан без церковного избрания объявил Пахомия патриархом, а Иеремия II был сослан на о-в Родос (1584–1587 гг.). Заняв патриаршую кафедру, Пахомий II (1584–1585 гг.) не собирался уступать её, но он не встретил поддержки со стороны иерархов и народа и вскоре был низложен партией Феолипта. Посредством подкупа влиятельных лиц и интриг Феолипт II (1585–1586 гг.) занял Константинопольскую кафедру, однако большинство в церкви его не признало. Известие же о заточении Иеремии II вызвало острую реакцию среди православных. В Риме появился проект его освобождения и переноса резиденции Вселенского патриарха на территорию Речи Посполитой. В благодарность за освобождение Иеремия II должен был содействовать заключению унии между Римом и Россией (сведения об этих планах сохранились в переписке иезуита Антонио Поссевино, папского нунция Альберта Болоньетти и кардинала ди Комо). Благодаря вмешательству французского посла в Константинополе Иеремия II вернулся из ссылки и в третий раз взошёл на патриарший престол. За время правления Пахомия II и Феолипта II многие храмы были разграблены, патриаршая казна опустела. Турецкое правительство конфисковало за долги патриаршую резиденцию – церковь Богородицы Паммакаристос, превратив её в мечеть Фетхие-джами. Иеремия II ненадолго нашёл пристанище во дворце валашских господарей, где те останавливались во время пребывания в столице. Нужно было устраивать новый кафедральный собор и резиденцию. В 1588 г. Иеремия II в поисках средств, подобно Антиохийскому патриарху Иоакиму V Дау (1581–1592 гг.), ездившему в 1586 г. на Русь с целью сбора пожертвований для своей церкви, решил отправиться в Москву. В начале мая 1588 г. патриарх со свитой, в которую входили Монемвасийский митрополит Иерофей, архимандрит Христофор, архидиакон Леонтий и др., прибыл на границу Османской империи и Польши. Выбор пути в Москву через польско-литовские земли определялся желанием Иеремии II посетить Западнорусскую митрополию, входившую в Константинопольский патриархат. О проблемах и нестроениях в митрополии Иеремия II знал по письмам князя Острожского Константина Константиновича, православного Львовского братства и др. Патриарх обратился к великому коронному гетману Яну Замойскому с просьбой о проезде через земли Речи Посполитой и о возможности сделать первую остановку в Замостье (Замосце), имении Яна Замойского близ османско-польской границы. 20 мая в Замостье к свите Иеремии II присоединился вызванный им из Львова Арсений Элассонский. 3 июня константинопольское посольство прибыло в Вильно, где оставалось 12 дней. Патриарх утвердил здесь устав Свято-Троицкого виленского братства и благословил по всем храмам митрополии читать его грамоту о защите православной веры. Пообещав рассмотреть дела митрополии на обратном пути, Иеремия II продолжил поездку в Москву.

 



 
PR-CY.ru