Словарь по христианству И ИЕРЕМИЯ II Транос

ИЕРЕМИЯ II Транос

ИЕРЕМИЯ II Транос – Константинопольский патриарх с 5 мая 1572 г. по 29 ноября 1579 г., с 13 августа 1580 г. по 22 февраля 1584 г. и с 19 апреля 1587 г. по сентябрь 1595 г., прозванный «светлый», один из участников учреждения патриаршества на Руси. Основными источниками сведений о его жизни исследователи называют «Турецкий дневник» Стефана Герлаха, капеллана посольства императора Священной Римской империи Максимилиана II Габсбурга (1564–1576 гг.) к Высокой Порте во главе с Давидом фон Унгнадом (1573–1578 гг.); записки З. Швайггера, сменившего Стефана Герлаха в Константинополе; дневник профессора Тюбингенского университета М. Крузия (неизданная часть); другие дневники, воспоминания, посольские реляции и письма того времени. Среди эпистолярных источников они выделяют переписку Иеремии II с православными иерархами и западными лютеранскими учёными и богословами, а также переписку Крузия с Иеремией II и отцом и сыном Зигомалами. Среди греческих корреспондентов Иеремии II были Гавриил Севир, Александрийский патриарх Мелетий I Пига (1590–1601 гг.), Максим Маргуний. Сведения об Иеремии II также содержатся в «Политической истории Константинополя», которая была опубликована М. Крузием вместе с «Патриаршей историей» (новогреческий перевод Мануила Малакса сочинения «О патриархах Константинопольских» Дамаскина Студита). К главным источникам о визите Иеремии II в Москву и об учреждении им патриаршества на Руси относятся официальные греческие грамоты русской записи в Греческой посольской книге, а также ст. «О пришествии на Москву антиохийского патриарха Иоакима… и Иеремии патриарха Царяграда» в сб. ГИМ. Син. № 703 (вторая половина XVII в.). Важным источником являются грамоты патриарха Иеремии II. Родился он в знатной семье, связанной с родом Кантакузинов, между 1530 и 1536 гг., воспитывался в небольшом монастыре Иоанна Крестителя на Чёрном море, близ Созополя, где, вероятно, и принял монашество. Учился у Монемвасийского митрополита Иерофея, Тырновского митрополита Арсения и у одного из самых ярких филологов и проповедников той эпохи Дамаскина Студита. С юных лет его отличала любовь к просвещению (в период патриаршества он основал в Константинополе изд-во). Монемвасийский митрополит Иерофей, сопровождавший Иеремию II в путешествии на Русь, называет его «мудрым» и характеризует как знатока канонического права. Однако в хронике Псевдо-Дорофея Монемвасийского Иеремия II именуется «малограмотным и необразованным», хотя исследователи не исключают, что такое определение принадлежит к числу ошибок и искажений. Уже будучи первосвятителем, Иеремия II продолжил образование в патриаршей школе в Константинополе, изучал диалектику, риторику и этику под руководством Иоанна Зигомалы, а также сочинения классических авторов с его сыном Феодосием. В течение всей жизни он продолжал изучать богословие, философию, историю церкви и другие науки. Около 1568 г. Иеремия был избран митрополитом Ларисы. В период его епископства в г. Трикала (Фессалия) была основана школа, где преподавали грамматику, литературу и риторику. Здесь учился будущий архиепископ Аресений Элассонский, которому Иеремия покровительствовал. В мае 1572 г. Иеремия II сменил на патриаршем престоле Митрофана III (1565–1572, 1579–1580 гг.), обвинённого в симпатиях к Риму. Его избранию способствовала протекция его родственника и земляка Михаила Кантакузина, очень богатого человека, пользовавшегося покровительством великого везира Мехмед-паши Соколлу. Иеремия II сразу проявил себя как активный церковный деятель и реформатор. Одним из первых его шагов в качестве первоиерарха было принятие решительных мер по борьбе с симонией. Иеремия II занялся реставрацией зданий патриаршего собора – церковь Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) – и патриаршей резиденции, совершил несколько поездок по территории Греции с целью укрепления контроля над иерархией и восстановления церковной дисциплины.

 



 
PR-CY.ru