Словарь по христианству И ИОАНН XIV Калека

ИОАНН XIV Калека

ИОАНН XIV Калека – Константинопольский патриарх с февраля 1334 г. по февраль 1347 г., византийский учёный, юрист, ритор и писатель. Родился в незнатной провинциальной семье во Фракии; по месту рождения известно его прозвище Иоанн Апрен (по г. Апро). Классического образования не получил, коснувшись «эллинской мудрости», по словам историка Никифора Григоры (около 1295 – около 1360 гг.), лишь «кончиком пальца». Как пишет Никифор Григора, Иоанн Калека был человеком небольшого роста, с приятным лицом и живой речью, был красноречив и умён. Обладал прекрасной памятью: через два–три часа мог повторить наизусть то, что прочёл. Произнося проповеди, рассуждал так, как будто читал по книге; никогда не запинался из-за забывчивости. Таланты Иоанна Калеки были достаточно поздно замечены великим домеcтиком (командующим сухопутным войском) Иоанном Кантакузином (византийским императором в 1341–1355 гг.). Иоанн Калека некоторое время был его духовником; до патриаршества служил пресвитером в императорском дворце. Был женат, имел сына и дочь, которая после возвышения отца вышла замуж за великого стратопедарха (полководца) Иоанна Ватаца, потомка никейских императоров. Ввиду предстоящей церковной карьеры Иоанн Калека развёлся с женой. В 1334 г. его кандидатура была предложена на патриарший престол Иоанном Кантакузином с одобрения императора Андроника III Палеолога (1328–1341 гг.). Священный Синод Константинопольской церкви сначала воспротивился избранию, но 10 дней спустя Иоанн Калека был возведён в сан митрополита Фессалоники, что давало ему возможность быть избранным патриархом. В патриаршем сане любил произносить речи и проповеди перед народом. В качестве мотива избрания Иоанна Калеки историк церкви протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992 гг.) предполагает желание императора Андроника III Палеолога и его окружения ослабить возросшее за годы междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III влияние церкви на государственные дела и в особенности избавиться от влияния монашества на патриаршее ведомство. В 1329 г. с целью ослабления авторитета синодального суда был создан институт «вселенских судей ромеев». В контексте этой судебной реформы исследователям понятна потребность императора в патриархе-юристе, тем более что в марте 1334 г. компетенция «вселенских судей ромеев» была значительно расширена. По мнению исследователей, в связи с этими событиями в течение более трёх лет канцелярия патриаршего ведомства Великой Церкви после восшествия Иоанна XIV Калеки на престол не издала ни одного документа. Первый акт за его подписью появился лишь в июле 1337 г. Молчание патриархии исследователь Оливье Кристен объясняет нежеланием «создавать конкуренцию» деятельности «вселенских судей ромеев», хотя (по мнению других исследователей) логичнее было бы предположить отсутствие строгого разграничения юрисдикции вселенских судей и Священного Синода. В патриаршество Иоанна XIV Калеки его канцелярия отказалась от подробной формы синодального акта (с перечислением всех присутствовавших на заседании Священного Синода), которая использовалась при патриархе Исайе (1323–1334 гг.), и вернулась к сокращённой форме, характерной для времени патриаршества Иоанна XIII Глики (1315–1320 гг.). Зимой 1334/1335 г. в Константинополь прибыла папская делегация в составе доминиканцев Рикардо Англико и Франческо ди Камерино, назначенных Римской курией епископами в Крым. Велись переговоры о возобновлении унии церквей. Иоанн XIV Калека поручил составить ответную речь придворному философу и историку Никифору Григоре (около 1295 – около 1360 гг.), хотя зачитал её папским посланцам сам (как видно из письма Григоры). Ещё зимой 1331/1332 г. Никифор Григора одержал убедительную победу в публичном диспуте с Варлаамом Калабрийским (около 1290 – 1348 гг.), и обращение к нему Иоанна XIV Калеки для помощи в ведении дискуссии с легатами было вполне оправданным решением. Речь, написанная Никифором Григорой, состоит из цитат его же диалога «Флорентий, или О мудрости» (написан зимой 1332/1333 г.), осуждающего силлогизмы и латинскую образованность. В речи, в частности, рассматривается возможность создания церковного третейского суда, который мог бы решать догматические споры церквей без созыва Вселенского собора. У исследователей нет сомнения, что это предложение было внесено Иоанном XIV Калекой, т.к. Никифор Григора не знал юриспруденции. Эта идея позднее подробно рассматривалась в трактатах Варлаама Калабрийского. Разносторонняя судебная практика Иоанна XIV Калеки в период его патриаршества отражена в сохранившихся актах Константинопольского патриархата. Значительная часть документов относится к рутинной деятельности патриаршего суда (рассмотрение споров о церковном имуществе, возвращение митрополитов, бежавших в Константинополь со своих кафедр). Участие Иоанна XIV Калеки в осуждении «вселенских судей ромеев», обвинённых в 1337 г. в коррупции, у исследователей не вызывает сомнений. По мнению Оливье Кристена, документы об этом процессе были намеренно изъяты (похищены) из актов патриархии. Вероятно, Иоанн XIV Калека был информатором Никифора Григоры и единственным из византийских историков, кто сообщает о ходе судебного разбирательства. Его взвешенная и продуманная позиция по отношению к судейской коррупции обнаруживается в решении по делу Михаила Кавасилы в 1342 г.

 



 
PR-CY.ru