ИОАНН XI Векк - Страница 3

Последние годы жизни Иоанн XI Векк провёл в заключении в крепости св. Георгия близ Никомидии, где продолжал заниматься богословием и отстаивать свою униатскую позицию. Скончался в 1288 г. О литературной деятельности Иоанна XI Векка до его возведения на патриаршество у исследователей сведений нет. Первые известные исследователям работы написаны уже в период его пребывания на престоле. Кроме синодальных постановлений, принятых под его руководством, Иоанн XI Векк подготовил ряд богословских работ, посвящённых вопросу о filioque, католическому учению об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, которое, по мнению Иоанна XI Векка, было главным препятствием к объединению православной и Римско-католической церквей. Датировка произведений Иоанна XI Векка остаётся для исследователей неясной, поэтому они не могут составить представление о развитии его взглядов и полемического метода. В 1275–1282 гг. были написаны трактат «О единстве и мире Церквей Ветхого и Нового Рима» («De unione ecclesiarum veteris et novae Romae») и «Апология, или О том, что объединение Церквей не должно восприниматься как низвержение наших обычаев, но как мир во Христе посредством согласия Церквей друг с другом в понимании догматов» («Apologia: nullo modo nostras consuetudines destrui, si ecclesiarum unionem acceptamus, sed in conciliandam in Christo pacem multum conducere, quod inter se in asserendo dogmate conveniunt»). Полемике с написанными ранее византийскими противолатинскими произведениями посвящены «Опровержение слова, которое Фотий написал против латинян к некоему философу Евсевию, название которого “Тайноводство о Святом Духе”» («Refutatuo libri a Photio contra latinos ad philosophum quemdam Eusebium conscripti, qui titulus “De Sacra Sanctissimi Spiritus doctrina”»), «Опровержение наблюдений господина Андроника Каматира над высказываниями Священного Писания о Святом Духе» («Refutationes adversus domini Andronici Camateri viglae drungarii super scripto traditis testimoniis de Spiritu Sancto animadversions»), «Надписания на речения из творений святых об исхождении Святого Духа» («Epigraphae sive praescriptiones in dicta, ac sententias sanctorum patrum de processione Spiritus Sancti»). Той же теме посвящено произведение «Об исхождении Святого Духа» («De processione Spititus Sancti»). Сугдейскому епископу Феодору Иоанн XI Векк адресовал «Три книги догматических ответов» («Ad Sugdaeae episcopum Theodorum libri tres»). До 1283 г. написана первая часть «Ответов на «Томос» Григория Кипрского против новоявленных ересей» («In Tomum Cuprii et novas ejusdem haereses de improviso dictata»). После низложения Иоанн XI Векк старался доказать не только свою богословскую точку зрения, но и то, что стал жертвой несправедливости. В январе 1283 г. – августе 1285 г. он написал гомилии «О несправедливости, которую претерпел, лишённый своего престола» («De injustitia qua affectus est, a proprio throno ejectus»), «Слово отчасти оправдательное о несправедливости, которую претерпел, отчасти опровержительное относительно толкований некоторых речений Священного Писания» («Oratio partim secundo apologetica pro injustitia qua affectus est, partim antirrhetica ad pravas expositiones nonnularum scripto traditarum auctoritatum»), «Четыре книги к Константину» («Ad Constantinum libri quatuor»). Хотя и в очень небольшом объёме, Иоанн XI Векк продолжал полемику по вопросу о Filioque, находясь в крепости св. Георгия, когда были написаны вторая часть «Ответов на «Томос» Григория Кипрского» и «Завещание» («Testamentum»), свидетельствующие о его верности католическому учению. По мнению исследователей, этим же временем датируются послание Иоанна XI Векка к диакону константинопольского собора Святой Софии Алексею Агаллиану («Ad Agallianum dominum Alexium Magnae ecclesiae diaconum epistola») и «Разъяснение согласия всех его (Векка) книг и писаний» («De omnibus suis libris, et scriptionum suarum sonsensione, animadversion»). В произведениях Иоанна XI Векка (например, «О безосновательности и бессмысленности борьбы обеих церквей», «О соединении и мире церквей строго и нового Рима») схизма православной и Римско-католической церквей представлена как явление, лишённое веских оснований, поскольку «латиняне» не требуют от «греков» изменения Символа веры и признают исхождение Святого Духа от Отца и Сына. Иоанн XI Векк старался доказать соответствие этого мнения высказываниям восточных отцов церкви. Чаще всего он приводит цитаты из произведений Афанасия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского, реже – слова Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника. Для исследователей несколько раз остаётся неясным, какие именно сочинения имеет в виду Иоанн XI Векк, ссылаясь на них как на принадлежащие Иоанну Златоусту. Эпизодически он использует также сочинения Епифания Кипрского, Софрония Иерусалимского, «Ареопагитики» и работы других церковных писателей. Его интересуют, в основном, те фрагменты святоотеческих сочинений, где так или иначе говорится об участии Сына в исхождении Святого Духа. Он также обращается к наследию тех византийских полемистов, в мнениях которых он находит поддержку своим воззрениям. Таковы авторы XI–XIII вв. – патриарх Пётр III Антиохийский (1052–1056 гг.), архиепископ Феофилакт Охридский, Никита Маронеец, Никифор Влеммид. При этом Иоанн XI Векк совершенно не использует доводы в защиту Filioque, применявшиеся латинскими отцами церкви и богословами и остававшиеся в то время неизвестными в Византии.



 
PR-CY.ru