Словарь по христианству И ИОАНН XI Векк

ИОАНН XI Векк

ИОАНН XI Векк – Константинопольский патриарх с 26 мая 1275 г. по 26 декабря 1282 г., богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической церковью в Византии. Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем (1221–1254 гг.) в окрестностях Никеи для подготовки государственных чиновников и церковных деятелей. Иоанн Векк был известен как один из лучших учёных и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на патриарший престол был диаконом; с 1263 г. занимал пост патриаршего хартофилакса (великого хартофилакса), с 1274 г. – великого скевофилакса, прекрасно разбирался в богословии. По характеру был благороден и человеколюбив, чужд робости перед светской властью. Считался самым образованным человеком своего времени, обладал гибким и изощрённым умом, даром красноречия и административным талантом. Был высок ростом и красив. В 1268 г. Иоанн Векк вместе с Константинопольским патриархом Иосифом I Галесиотом (1266–1275, 1282–1283 гг.) участвовал в византийском посольстве к сербскому королю Стефану Урошу I для заключения брака между второй дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259–1282 гг.) Анной и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впоследствии король Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из Константинополя посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в сербские земли были отправлены Иоанн Векк и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям византийского историка Георгия Пахимера (1242 – около 1310 гг.), Иоанн Векк проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и другим членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему византийской царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и её спутники решили вернуться в Константинополь. Исследователи полагают, что причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, короля Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла Анжуйского. Потерпев неудачу в заключении союза с сербами, император Михаил Палеолог попытался повлиять на политику Карла Анжуйского через его брата, французского короля Людовика IX Капетинга (1226–1270 гг.). С целью удержать Карла Анжуйского от военных действий против Византии Михаил Палеолог в 1270 г. отправил Иоанна Векка и придворного архидиакона Константина Мелитениота к Людовику IX Святому, который в то время находился с армией крестоносцев в Тунисе, с предложением о соединении церквей. Однако скорая смерть короля помешала выполнению миссии посольства. Для защиты от притязаний Карла Анжуйского император Михаил Палеолог решил добиваться поддержки Римского престола (с 1 сентября 1271 г. его занимал папа Григорий X (1271–1276 гг.), сторонник восстановления общения церквей). В вопросе о заключении унии между Константинополем и Римом Иоанн Векк изначально был не согласен с позицией императора. В 1273 г. в Константинополь прибыло папское посольство (в составе которого были и греки-униаты из Южной Италии), и состоялся архиерейский Собор в присутствии императора и его двора по вопросу о возможности заключения унии. Императора Михаила Палеолога поддержали многие из присутствовавших, в том числе архиепископ Григорий Кипрский (впоследствии патриарх Константинопольский, в 1283–1289 гг.), Мелитениот, Георгий Акрополит. Тогда патриарх Иосиф I Галесиот приказал Иоанну Векку выступить, угрожая ему отлучением, если тот откажется говорить. Иоанн Векк перед лицом императора назвал латинян «тайными еретиками», чем навлёк на себя гнев императора Михаила Палеолога. На последующих заседаниях Собора по приказу императора клирик Иоанн Хумн попытался возбудить против Иоанна Векка судебное дело по обвинению в недобросовестном исполнении им посольских обязанностей. Однако Собор отклонил обвинение, ссылаясь на то, что это дело находится вне его компетенции и подлежит только суду патриарха, который был на стороне Иоанна Векка. Опасаясь царского гнева, Иоанн Векк вместе с семьёй укрылся в храме Святой Софии, пользуясь правом убежища. Император отправил ему письмо, почтительно приглашая к себе. Однако как только Иоанн Векк покинул пределы храма, он был схвачен и заключён в Анемову башню во Влахернах. Как сообщает Георгий Пахимер, в тюрьме Иоанн Векк по настоянию императора Михаила Палеолога начал изучать творения отцов церкви, как восточных (в первую очередь, Никифора Влеммида), так и западных, и постепенно изменил свои взгляды в пользу поддержки унии, посчитав, что различия в вопросе об исхождении Святого Духа касаются не существа церковного учения, а исключительно терминологии. Впрочем, в достоверность этой версии о «переубеждении» Иоанна Векка исследователям трудно проверить. Они считают, что не менее значительную роль в «изменении» его взглядов сыграли угрозы императора. Иоанн Векк был освобождён из тюрьмы после того, как присоединился к сторонникам унии, начал активно выступать, призывая клир Константинопольской церкви поддержать возрождение общения церквей.

 



 
PR-CY.ru