ИОАНН X Каматир

ИОАНН X Каматир – Константинопольский патриарх с 5 августа 1198 г. по апрель/май 1206 г. Принадлежал к византийской знатной фамилии Каматиров, связанных родством с императорскими династиями Комнинов и Ангелов. Иоанн X Каматир (родственник Ефросинии Дукены Каматиры, супруги императора Алексея III Ангела) получил хорошее образование, занимал ряд должностей в ведомстве Великой церкви (храма Святой Софии), до возведения на патриарший престол был хартофилаксом. Во время его патриаршества (после смерти патриарха Георгия II Ксифиллина; 1191–1198 гг.) продолжались споры, вызванные обсуждением богословских и научных взглядов монаха и писателя Мирона Сикидита. Наиболее опасным из суждений Сикидита было признано учение о «тленности» Тела и Крови Христовых. В марте 1200 г. по инициативе императора Алексея III Ангела (1195–1203 гг.) был созван Константинопольский собор под председательством Иоанна X Каматира, на котором учение Мирона Сикидита было осуждено как ересь; было также решено прекратить дальнейшие дискуссии. Иоанн X Каматир в проповедях ни словом не упоминал об этих вопросах, чтобы избежать чрезмерного возбуждения паствы. Пишут, что был он человеком красноречивым, умным и учёным, даже против еретиков боровшийся не властью и авторитетом, а доводами и доказательствами. В эти же годы он параллельно с императором Алексеем III вёл переписку с папой  Римским Иннокентием III (1198–1216 гг.). Сохранились два послания папы (лето 1198 г. и 12 ноября 1199 г.) и два ответных письма Иоанна X Каматира Иннокентию (февраль 1199 г. и весна 1200 г.). Патриарх приветствовал желание папы достичь церковного единства, однако возражал против претензии Рима на первенство и именования Римской церкви «Матерью Церквей», поскольку Иисус Христос поставил основанием христианской веры всех апостолов, среди которых лишь Он может быть учителем Вселенной (Еф. 2:19–21), а титул «Мать Церквей» по праву принадлежит Иерусалиму. Доктрине папского примата патриарх Иоанн X Каматир противопоставляет теорию пентархии, говоря о пяти патриархатах Вселенской церкви, совместно наследующих апостольское преемство. Он обвиняет католиков в самочинном решении вопроса об исхождении Святого Духа, в результате чего, по его мнению, на Западе было нарушено древнее церковное Предание. Не отказываясь в принципе от возможности объединения церквей Запада и Востока, Иоанн X Каматир твёрдо придерживался мнения, что этот вопрос может быть решён только Собором епископов. Иннокентий III приглашал Иоанна X Каматира созвать Собор, но поскольку отвергал идею о его проведении в Византии, то этот план не реализовался. С 1203 г., после начала осады Константинополя участниками четвёртого Крестового похода, Иоанн X Каматир был вовлечён в политическую борьбу вокруг византийского престола. Одни партии требовали от патриарха твёрдо защищать империю от латинян, другие – вступить с ними в союз и в том числе признать примат папского престола. Патриарх был вынужден искать компромиссные решения. Когда крестоносцы возвели на престол императора Исаака II (1185–1195, 1203 гг.) и его сына Алексея III Ангела (1195–1203 гг.), Иоанн, по некоторым источникам, признал верховенство папы. Весной 1203 г. он совместно с императором Алексеем III направил письмо королю Калояну Болгарскому с просьбой помочь в борьбе с крестоносцами. Однако ответа не было, и летом 1203 г. Алексей III бежал из Константинополя. В 1204 г. Иоанн X Каматир стал свидетелем захвата и разорения Константинополя крестоносцами; он покинул столицу и почти нищим удалился в Дидимотих (во Фракию). После признания власти Феодора I Ласкариса (1204–1205 гг.) византийскими городами в Малой Азии Иоанн X Каматир весной 1206 г. был приглашён в новую столицу Никею, но отказался от переезда и сложил с себя патриарший сан. Умер в том же году. После того как Иоанн X Каматир ушёл на покой, новым патриархом был избран Михаил IV Авториан (1207–1213 гг.). Таким образом, по-прежнему на одной кафедре оставались два патриарха: греческий и латинский. Это означало окончательный и бесповоротный раскол. Именно после четвёртого Крестового похода разделение церквей было не только оформлено институционно, но и стало фактом в народном сознании. По предположению немецкого историка-византиниста Ханса Георга Бека (1910–1999 гг.), перу Иоанна X Каматира могут принадлежать три небольших анонимных полемических сочинения против латинян, написанные на рубеже XII и XIII вв. (однако эта гипотеза исследователям представляется необоснованной).

 
PR-CY.ru