Словарь по христианству И ИОАНН VII Морохарзаний Грамматик

ИОАНН VII Морохарзаний Грамматик

ИОАНН VII Морохарзаний Грамматик (в миру Ованес Карахан) – Константинопольский патриарх с 21 января 837 г. по 4 марта 843 г. Биографические сведения о нём очень противоречивы. Византийская иконопочитательская традиция (в связи с его иконоборческой деятельностью) исказила черты его личности. Ему обычно приписывают армянское происхождение, учитывая армянское имя его брата – Аршавир, который был патрикием и был женат на сестре  императрицы Феодоры (815–867 гг.) Каломарии. Об отце известно, что его звали Панкратиос Скиастес. Панкратиос является эллинизированной формой армянского имени Баграт, а Скиастес – одно из прозвищ древнегреческого бога Аполлона, что означает «пророк, предсказатель». Более подробных свидетельств об отце Иоанна нет, но в исторических источниках упоминается некий астроном Панкратиос, который предсказал императору Константину VI (780–797 гг.) победу против булгаров. В 792 г. Константин VI проиграл битву против болгар, среди павших были этот псевдо-пророк Панкратиос и принц Вард – стратег армянских провинций империи и отец будущего императора Льва V Армянина (813–820 гг.). Исследователи полагают, что именно этот Панкратиос и был отцом Иоанна VII Грамматика, учитывая прозвище последнего «Скиастес». Такое обстоятельство дел объясняет и дружеские отношения между Львом V Армянином и Иоанном Грамматиком, видимо, их сблизила потеря отцов в одной и той же битве. Однако утверждение, что он происходил из Армении, серьёзных оснований не имеет, как отмечает французский исследователь Поль Лемерль. Большинство источников называют его уроженцем Константинополя. Некоторые историки полагают, что иконоборческая деятельность Иоанна Грамматика связана с его армянским происхождением, указывая на то, что многие иконоборцы IX в. были армянами. По некоторым данным, Иоанн Грамматик в молодости занимался иконописью как ремеслом, потом стал преподавать. В 810 гг. уже имел славу человека весьма учёного и уважаемого (сохранились три письма к нему Феодора Студита) и получил прозвище «Грамматик». Иоанн Грамматик возвысился во время правления иконоборческого императора Льва V Армянина. В 814 г. он стал его доверенным лицом, собирал для него патристические доказательства против иконопочитания и в подтверждение иконоборческого учения. После того, как весной 815 г. патриарх Никифор I (806–815 гг.), отказавшийся отвергнуть иконы, был отправлен в ссылку, император Лев Армянин хотел сделать патриархом Иоанна Грамматика, но этому воспротивились синклитики, поскольку Иоанн был ещё достаточно молод и не очень известен при дворе. Патриархом стал Феодот I Мелиссин (815–821 гг.), который до того был видным придворным; Иоанн Грамматик стал игуменом константинопольского придворного монастыря святых Сергия и Вакха. Около 829–830 г. он стал патриаршим синкеллом и вскоре был отправлен императором Феофилом (829–842 гг.) послом в Багдад, к халифу Мамуну, где всех поразил своим умом и пророческим даром. Сохранилась его печать того времени с надписью: «Господи, помоги рабу Твоему Иоанну монаху, игумену Святого Сергия и синкеллу». 21 января 837 г. Иоанн Грамматик вступил на патриарший престол. Согласно ходившим о нём слухам, Иоанн VII Грамматик занимался колдовством и гаданиями, но, судя по всему, это были выдумки враждебных к нему иконопочитателей. На самом деле Иоанн Грамматик, по-видимому, интересовался науками, в том числе алхимией, и, возможно, проводил какие-то химические опыты. Спустя год после смерти императора Феофила против Иоанна VII Грамматика, как сторонника иконоборчества, был начат судебный процесс. Императрица Феодора направила к нему друнгария виглы (начальника охраны императорского дворца) Константина Армянина с предложением присоединиться к иконопочитателям или оставить патриарший престол. Иоанн VII Грамматик отказался и (в результате стычки с воинами, пришедшими с друнгарием) получил раны в живот. Тут же распространился слух, будто патриарха убили по приказанию императрицы. Феодора послала своего брата патрикия Варду замять дело, и в итоге происшествие было истолковано для публики так, будто патриарх сам нанёс себе раны, чтобы вызвать скандал (это послужило поводом для его низложения как покусившегося на самоубийство). Однако императрица не позволила его преследовать, и он окончил свои дни в собственном имении в местечке Психа на европейском берегу Босфора (по другим данным, поначалу он был сослан в монастырь Клейдион на Босфоре). По «Хронике» летописца Георгия Амартола (IX в.), Иоанн VII Грамматик во время ссылки в монастыре выскоблил глаза на иконе, за что «нанесли ему ременными плетьми 200 ран». Однако современные учёные признают, что это выдумка враждебных к нему иконопочитателей. Из-за того, что Иоанн VII Грамматик был, по сути, «автором» всего второго иконоборчества и его главной интеллектуальной опорой, он вызвал на себя большую ненависть иконопочитателей, которые разукрасили его имя разнообразными (иногда нелепыми) легендами. Но даже при такой враждебности в хрониках можно найти ясные следы другой традиции (например, у того же анонимного автора, Продолжателя Феофана), которая в наиболее краткой форме выражена в позднейшей хронике Михаила Глики (вторая половина XII в.), назвавшего последнего иконоборческого патриарха «великим Иоанном». Год смерти Иоанна VII Грамматика неизвестен. Исследователи предполагают, что он скончался не позднее 867 г., так и оставшись при своих иконоборческих убеждениях. Его преемник Мефодий I (843–847 гг.) сурово порицал его за иконоборчество в каноне на Торжество Православия, который он написал в 843–844 гг. Из творений Иоанна VII Грамматика сохранились только несколько отрывков в анонимном неизданном опровержении иконоборцев (отрывки опубликовал J. Gouillard в 1966 г.).

 
PR-CY.ru