ИОАНН IV Постник - Страница 3

В конце 592 или начале 593 г. патриарший синод в Константинополе во главе с Иоанном IV Постником рассмотрел дела пресвитера Иоанна из Халкидона, обвинённого в ереси маркионитов, и группы монахов из Исаврии, подозревавшихся в пелагианстве. Обвинённые были отлучены от церкви как еретики, однако папский престол выразил недовольство этим решением Собора. Папа Григорий I посчитал их невинно осуждёнными, о чём также заявлял в письмах Иоанну IV Постнику, императору Маврикию и другим лицам в империи. В Византии было известно несколько гомилий, приписывавшихся Иоанну IV Постнику. Из них сохранилась лишь гомилия «О покаянии, воздержании и девстве», входившая в сборник проповедей Псевдо-Иоанна Златоуста (установлено, что она составлена из цитат проповедей самого Иоанна Златоуста). Гомилия известна в коптском, сирийском, грузинском и славянском переводах. Скорее всего, другие гомилии также принадлежат Иоанну Златоусту. Тексты писем Иоанна IV Постника папе Григорию I (о них упоминает сам папа), епископу Леандру Севильскому (упоминается Исидором Севильским) утрачены. Известен ряд канонических сборников, которые византийская рукописная традиция ошибочно приписывает Иоанну IV Постнику. Подлинным сохранившимся его произведением в области церковного права может считаться лишь некое ядро сборника «Епитимийных канонов», которое в современном виде сложилось в результате работы позднейших редакторов. Оспаривается принадлежность Иоанну IV Постнику епитимийного «Номоканона» (или «Канонария», «Каноникона») – византийского канонического сборника, включающего последование тайной исповеди, предписания духовнику, перечень вопросов для исповеди, епитимийные каноны. Согласно мнению ряда современных исследователей, сборник не мог возникнуть раньше VIII в. (древнейший список «Номоканона» относится к X в.). В дошедшей до нас редакции сборник состоит из двух частей – «Протоканонарий» с предисловием (собственно «Канонарий» Псевдо-Иоанна Постника) и «Девтероканонарий». Древнейшая часть сборника («Протоканонарий») большинством современных исследователей датируется IX в., и её составителем считается некий иеродиакон Иоанн. «Девтероканонарий» относится к XII в. и принадлежит монаху Василию. Обе части «Номоканона» были рано переведены на славянский язык, оказав значительное влияние на покаянную дисциплину русской церкви (сохранились в древнейшей русской Устюжской кормчей книге XIII–XIV вв.). Порядок частей в славянском переводе обратный: сначала помещён «Девтероканонарий», за ним следует «Протоканонарий». Подобное расположение материала исследователям известно также в греческой рукописи. Известно несколько вариантов сборника «Епитимийные каноны». Все они составлены различными канонистами в Византии и содержат, по мнению исследователей, лишь общее ядро правил, принадлежащих Иоанну IV Постнику. Почитание Иоанна IV Постника в Византии началось вскоре после его смерти. Историк Феофилакт Симокатта (630 гг.) писал, что во время погребальной процессии в Константинополе от тела умершего Иоанна IV Постника исходил «неизъяснимый свет». В начале VII в. константинопольский пресвитер Фотин написал «Житие» Иоанна IV Постника, от которого сохранился лишь небольшой фрагмент, не содержащий существенных сведений. В кратком синаксарном «Житии» упоминается о прижизненных чудесах Иоанна IV Постника: изгнание по его молитве «варварского народа из Македонии», исцеления больных и бесноватых. Иоанна IV Постника восхваляли как доброго пастыря и писателя, подобного Иоанну Златоусту, среди его добродетелей особо выделяли нищелюбие и сострадание. Основным днём памяти Иоанну IV Постнику является день его кончины – 2 сентября. Общая память Иоанну IV Постнику с Константинопольским патриархом Фомой I (607–610 гг.), встречается в византийских календарях 18 февраля; в связи с чем она приурочена к этой дате, остаётся неизвестным. Кроме того, в византийских календарях под 30 или 31 августа содержится память Константинопольских архиепископов Александра, Иоанна (без уточнения «Постник») и Павла. По мнению архиепископа Сергия (Спасского), в данном случае речь также идёт об Иоанне IV Постнике, поскольку под этой датой (как и под 2 сентября) его память празднуется совместно с патриархом Павлом IV (780–784 гг.). Эта точка зрения нашла отражение в современных календарях греческих церквей.



 
PR-CY.ru