ИОАНН IV Постник - Страница 2

Авторы-монофизиты часто изображают его как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих официальной церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III Схоластик (565–577 гг.) и Евтихий. Сведения о периоде патриаршества Иоанна IV Постника скудны. 14 августа 582 г. он участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного императора Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем Иоанн IV Постник поддерживал императора Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьёй. В 582 г. патриарх короновал императора Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью императора Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. Иоанн IV Постник короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590–591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближнем Востоке и междоусобной войны в Персии, патриарх выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персидском престоле шаха Хосрова II Парвиза (591–628 гг.), заключившего союз с императором Маврикием (Иоанн IV Постник считал, что этот договор не принесёт выгод империи). В 588 г. патриарх созвал поместный Собор в Константинополе, на котором присутствовали патриархи Евлогий Александрийский (около 580 – 607/608 гг.), Григорий I Антиохийский (570–593 гг.) и другие епископы. Собор рассмотрел дело патриарха Григория I Антиохийского, который был вовлечён в конфликт с комитом Востока Астерием и частью своей паствы. Антиохийцы обвиняли патриарха в тайном идолопоклонстве, сожительстве с сестрой, в подстрекательстве к городским беспорядкам. Патриарх Григорий I требовал императорского и церковного суда и с этой целью прибыл в Константинополь. Собор снял с него все обвинения, и вскоре патриарх вернулся на престол в Антиохию. Собор также подтвердил законность использования Константинопольским патриархом титула «Вселенский», который появился значительно раньше и, судя по всему, использовался нерегулярно. Соборное постановление закрепило его наличие в патриаршей титулатуре. Легализация титула вызвала осложнение в отношениях Константинопольской и Римской церквей. Мнение папы Пелагия II (579–590 гг.) по поводу решения Собора достоверно неизвестно, поскольку его послание к участникам Константинопольского собора считается неподлинным, т.к. составлено из цитат различных текстов Пелагия I (556–561 гг.) и Григория I Великого (590–604 гг.). Преемник Пелагия I Григорий I Великий видел в титуле «Вселенский» посягательство на прерогативы Римского престола как первенствующего среди церквей. В письмах к Иоанну IV Постнику, патриархам Евлогию I Александрийскому (580 – 607/608 гг.) и Анастасию II Антиохийскому (599–609 гг.), императрице Константине, архиепископу Евсевию Фессалоникийскому (585–603 гг.) и другим различным высокопоставленным лицам Византии папа неоднократно протестовал против «новшества» в титулатуре Константинопольских патриархов. Тем не менее, Константинопольский собор, а также Иоанн IV Постник действовали с одобрения императора Маврикия и постановления Собора не подвергались пересмотру. Преемник Иоанна IV Постника патриарх Кириак (596–606 гг.) пользовался титулом «Вселенский», из-за чего споры с Римом продолжались ещё в течение ряда лет на рубеже VI и VII вв. В ответ на появление титула «Вселенский» у Константинопольских патриархов Римские папы (возможно, сам Григорий I) начали употреблять титул «servus servorum Dei» («раб рабов Божьих»), однако для точного определения времени возникновения последнего титула данных у исследователей недостаточно.

 



 
PR-CY.ru