ИОАНН IV Постник

ИОАНН IV Постник – Константинопольский патриарх с 15 апреля 582 г. по 2 сентября 595 г., святитель; память 30 августа, 2 сентября; память в Западной церкви 2 сентября, канонист. По происхождению провинциал, как полагают исследователи, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни. Его первым учителем был палестинский монах Евсевий, который сообщил о подвигах своего ученика тогдашнему патриарху Евтихию (552–565, 577–582 гг.). Евтихий, сам замечательный подвижник, обратил внимание на Иоанна, постриг его в монахи и посвятил в диакона при храме Святой Софии в Константинополе. При патриархе Иоанне III Схоластике (565–577 гг.) и византийском императоре Юстине II (565–578 гг.) Иоанн занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы). В ведении сакеллария находились все мужские и женские монастыри константинопольской епархии. Иоанн наблюдал не только за их внешним благосостоянием, но и за внутренним порядком. Молва о его аскетических подвигах (а также его пастырская деятельность), высказанная в управлении монашеством константинопольского округа, остановили на нём внимание императора Тиверия I (578–582 гг.) и столичного духовенства как на достойном кандидате на патриаршую кафедру после смерти патриарха Евтихия. Когда Иоанну было сделано предложение в этом смысле, он решительно отверг его, считая себя недостойным. Император Тиверий велел привести его во дворец и назначил на патриарший престол. Вступив в управление обширной паствой, Иоанн IV Постник остался верен своей прежней подвижнической жизни. Иногда он по целым дням падал ниц и молился, спал по большей части сидя. Для того чтобы проснуться в положенное время, прикреплял свечу к верёвке, протянутой над сосудом с водой. Свеча, догорая, сжигала верёвку, которая падала в воду и этим будила подвижника. Как все истинные подвижники, Иоанн IV Постник свои подвиги не вменял ни во что. Строгий и требовательный к себе, он отличался терпимостью, снисходительностью и сострадательностью в отношении к другим, был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. Патриарх раздавал всё, оставаясь в жалком рубище, нередко делал займы у императора и умер должником Маврикия (582–602 гг.), не успев уплатить по расписке несколько талантов, взятых под залог всего его движимого имущества, которое включало в себя обветшалую подстилку, ничего не стоящую верхнюю одежду и деревянную кровать. Замечательная терпимость Иоанна IV Постника сказалась особенно явно в его отношении к монофизитам и язычникам. В царствование Тиверия обнаружилось, что в азиатских провинциях и больших городах существует множество язычников, прикрывающихся именем христиан, и притом на важных государственных должностях. Начались бесконечные процессы. Иоанн IV Постник заступался за несчастных и часто добивался для них снисхождения. В ещё большей степени нелюбовь к насильственным стеснительным мерам и религиозную терпимость патриарха испытали на себе монофизиты. Иоанн IV Постник не производил на них никакого внешнего давления, и для них опять наступил период 40-летнего мира. С политикой Евтихия он покончил принципиально. Когда константинопольские клирики предложили Иоанну IV Постнику преследовать монофизитов, сославшись на то, что так делал Евтихий, то он ответил, что то был патриарх Евтихий, что пусть идут к нему и спросят его, позволит ли он теперь преследовать монофизитов. В источниках константинопольского происхождения Иоанн IV Постник представлен твёрдым защитником православия, который неизменно жёстко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинён в колдовстве (пользовался для волхвования святым потиром) и публично казнён по его настоянию.

 



 
PR-CY.ru