ИОАНН III СХОЛАСТИК - Страница 4

Согласно взглядам ряда современных исследователей, предисловие написано позже составления сборника, поэтому исследователи датируют «Собрание...» временем несколько более поздним, чем датировка последней использованной в нём новеллы Юстиниана (546 г.). Таким образом, весь сборник якобы относится к концу 540 гг., т.е. ко времени, когда Иоанн III Схоластик был ещё юристом в Антиохии. Это мнение некоторым исследователям представляется ошибочным, т.к. последняя новелла в «Собрании...» не 123-я (546 г.), а 137-я, которая была издана Юстинианом перед смертью в 565 г. Таким образом, традиционная датировка «Собрания...» временем после смерти Юстиниана является более предпочтительной. Содержание «Собрания...» заимствовано исключительно из Юстиниановых новелл о церкви. Подобно «Синагоге 50 титулов», «Собрание 87 глав» построено по тематическому принципу. Так, гл. 1 «О первых и величайших дарах Божиих и чести, подобающей божественным и священным канонам» представляет собой преамбулу к 6-й новелле Юстиниана, в которой формулируются задачи «священства» и «царства», а также говорится о необходимости установления между ними «некоего благого согласия» (симфонии). Весьма вероятно предположение ведущих русских и западных историков права, что «Собрание 87 глав» – это светское дополнение к «Синагоге 50 титулов», содержавшей только церковные каноны. Таким образом, труд Иоанна III Схоластика предвосхитил появление нового церковно-юридического жанра – номоканона, в котором императорские постановления о церкви соседствовали с церковными канонами в рамках единого правового кодекса. Свод получил широкое распространение, не потерял значения и после издания так называемого Фотиева Номоканона. Как показывает византийский рукописный материал, «Собрание 87 глав» могло распространяться в виде отдельного сборника. Вероятно, в первой половине X в. сборник был переведён в Болгарии на церковнославянский язык как приложение к византийской «Синтагме 14 титулов». Оригиналом перевода послужила греческая рукопись, содержавшая дополнительные шесть глав, вследствие чего у славян данное собрание насчитывает не 87, а 93 главы. В XI в. сборник попал на Русь вместе с древнеславянской Кормчей книгой без толкований. Славянское «Собрание 87(93) глав» сохранилось в русском Ефремовском кодексе XII в. и в ряде позднейших списков. В конце XIII или в начале XIV в. в Северо-Восточной Руси фрагменты «Собрания 87 глав» были включены в Устюжскую кормчую. В начале XIII в. в Сербии в связи с образованием автокефальной Сербской православной церкви при Савве Сербском был сделан новый славянский перевод «Собрания 87 глав», уже без дополнительных шести глав, но с особым оглавлением. Во второй половине XIII в. сербское «Собрание 87 глав» вместе с сербской кормчей («Номоканон св. Саввы») попадает из Болгарии на Русь, где расходится в большом количестве списков и используется в 1270 гг. при создании Кормчей русской редакции. В русской печатной кормчей «Собрание 87 глав» составляет гл. 42. Интересная редакция «Собрания 87 глав» находится в древнерусском юридическом сборнике конца XIII в. «Мерило праведное». В этом тексте до гл. 61 использован древнейший болгарский перевод, главы 62–86 взяты из сербского перевода, гл. 87 опущена. В XIV в. части «Собрания 87 глав» вошли в особую (Мазуринскую) редакцию Сербского номоканона, а в XVI в. – в Сводную кормчую и решения Стоглавого собора 1551 г. о святительских судах и других церковно-юридических предметах. В греческих календарях память Иоанна III Схоластика отмечается 21 февраля. Кроме того, некий Константинопольский архиепископ Иоанн, упоминаемый под 30 или 31 августа вместе с Константинопольскими архиепископами Александром I (ум. около 337 г.) и Павлом III (688–693 гг.), является, по мнению некоторых исследователей, одним лицом с Иоанном III Схоластиком, поскольку 31 августа упомянут как день смерти этого святого. Однако существуют другие трактовки этой календарной записи: в комментариях к «Синаксаристу» Никодима Святогорца (1749–1809 гг.) Иоанн III Схоластик отождествлён с Иоанном II Каппадокийцем (518–520 гг.), а архиепископ Сергий (Спасский) считал, что речь идёт об Иоанне IV Постнике (582–595 гг.). Последняя точка зрения отражена в современных календарях греческих церквей.



 
PR-CY.ru