ИННОКЕНТИЙ XI - Страница 2

В борьбе с абсолютистскими притязаниями Людовика XIV Иннокентий XI опирался на военно-политическую коалицию протестантских стран Европы (Голландии, Англии, Германии), и это обеспечило политическое равновесие в межгосударственных отношениях и удовлетворение требований Ватикана. Папа осуждал стремление французского духовенства к утверждению своей автономии и дисциплинарной независимости от Рима (так называемая доктрина свободы галликанской церкви). В ответ на поддержку, оказанную Людовиком XIV французскому духовенству, Иннокентий XI отказался утвердить назначенных королём епископов (35 французских епархий оказались без руководителей). Людовик XIV в ответ стал действовать ещё более жёстко. В 1685 г. он отменил Нантский эдикт и открыл гонения на французских гугенотов. Иннокентий XI выразил недовольство этими решительными мерами, но свою позицию по епископам не изменил. Антифранцузская политика папы проявилась и при организации нового похода против турок, которые прямо угрожали столице Австрии. Папа с помощью иезуитов организовал заговор против короля Карла II (1660–1685 гг.) с целью восстановления в Англии католицизма. Из-за предательства одного из заговорщиков заговор был раскрыт, многие иезуиты казнены, но в целом католики захватили часть приходов и чувствовали себя хозяевами в Лондоне. Попытка вмешательства Иннокентия XI в дела Англии ускорили падение слабого короля-католика Якова II Стюарта (1685–1688 гг.), который полностью оправдал надежды Иннокентия XI, преследуя пресвитериан с особой жестокостью. Но победа оказалась непрочной, поскольку начались мятежи, и некатолические партии в 1688 г. в результате так называемой Славной революции изгнали из Англии как иезуитов, так и их благодетеля Якова II, предложив трон 38-летнему Вильгельму I Оранскому (1533–1584 гг.), что окончательно похоронило надежды на объединение англиканской церкви с папством. Напряжённость в отношениях между папой и королём Франции усугубилась спорами по поводу епископской кафедры Кёльна. Кандидатами на кафедру были кардинал Вильгельм Фюрстенберг, епископ Страсбурга, и Йозеф Климент, брат курфюрста Баварии. Первый из них был послушным орудием в руках Людовика XIV, и его назначение архиепископом и курфюрстом Кёльна означало бы французскую гегемонию в северо-западной Германии. Климент был не только кандидатом императора Леопольда I (1658–1705 гг.), но и всех европейских правителей, за исключением короля Франции и его сторонника, короля Якова II. На выборах, которые состоялись 19 июля 1688 г., ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов. Решение должен был принять папа, и он выбрал Климента. Людовик XIV принял ответные меры, обратив взыскание на принадлежавший папе Авиньон и заключив в тюрьму папского нунция. Он не скрывал намерения вывести французскую церковь из зависимости от Рима. Но папа остался твёрдым. Последующее падение Якова II ликвидировало французское превосходство в Европе, и вскоре после смерти Иннокентия XI спор между Людовиком XIV и папством был решён в пользу церкви. Хотя в понтификат Иннокентия XI политическая активность папского престола в Восточной Европе была связана, прежде всего, с формированием антитурецкой коалиции европейских государств, значительное внимание папа уделял деятельности униатской церкви в Речи Посполитой и на Украине, о чём свидетельствует его дипломатическая переписка. Из донесений нунциев Иннокентию XI было известно о намерении турецкого султана Мехмета IV (1642–1693 гг.) создать для гетмана Юрия Богдановича Хмельницкого (1641–1685 гг.) на территории Украины «княжество Малая Сарматия» (или «Роксоляния»), которое находилось бы в вассальной зависимости от Османской империи. Политика Иннокентия XI (как и его предшественников на папском престоле) была направлена на подчинение Риму православного населения через тайно принявших унию епископов. Важным шагом в этом направлении были решения польского сейма 1676 г.: православным запрещались какие-либо контакты с Константинопольским патриархом, ставропигийные братства должны были подчиняться епархиальным архиереям. В декабре 1676 г. Иннокентий XI направил в нунциатуру в Варшаве 24 послания, адресованные польскому королю Яну III Собескому и наиболее влиятельным лицам Речи Посполитой: примасу, епископам, сенаторам и членам Посольской избы, требуя от короля аннулировать все привилегии, выданные властью православным. Но власти Речи Посполитой избрали иной способ действий, стараясь возводить на православные кафедры людей готовых (тайно) принять унию.

 



 
PR-CY.ru