ИННОКЕНТИЙ XI

ИННОКЕНТИЙ XI (Бенедетто Одескальки) – папа Римский с 21 сентября 1676 г. по 12 августа 1689 г., блаженный. Родился 16 мая 1611 г. в Комо и был сыном дворянина Ливио Одескальки и Паолы Кастелли Джованелли из Гандино. В 1626 г. умер его отец, и Бенедетто начал обучение в местном колледже, прежде чем переехать в Геную. В 1630 г. он едва выжил во время вспышки чумы, от которой умерла его мать. Хотел быть военным, но затем стал изучать право, был воспитанником иезуитов. Между 1632 и 1636 гг. Бенедетто решил переехать в Рим, а затем в Неаполь для изучения гражданского права. После защиты докторской диссертации был назначен префектом Апостольской Камеры. Своей духовной карьерой он был обязан семье Барберини, непотов Урбана VIII (1623–1644 гг.). Как епископ Новары (Северная Италия) Одескальки отличился благотворительной деятельностью, лично оказывал помощь населению, страдавшему от стихийных наводнений и эпидемии чумы. Он был священнослужителем сурового образа жизни, склонным к моральному ригоризму. В 1645 г. был возведён в достоинство кардинала-диакона и назначен папским легатом в Ферраре. Кардинальскую шапку получил из рук Иннокентия X (1644–1655 гг.), но всегда сторонился папского двора. Будучи приглашённым Иннокентием X в Рим, Одескальки выполнял различные функции в ватиканских конгрегациях, отличаясь большой работоспособностью и аскетическим образом жизни. Участвовал в четырёх конклавах: 1655, 1667, 1669–1670 и 1676 гг. Одескальки был сильным претендентом на папский престол после смерти папы Климента IX (1667–1669 гг.), но французское правительство наложило вето на его избрание. После смерти Климента X (1670–1676 гг.) Людовик XIV (1643–1715 гг.) вновь намеревался использовать своё королевское влияние против его избрания. Однако, рассчитывая на то, что моральный авторитет Одескальки можно будет использовать в своих интересах, король дал указание французским кардиналам согласиться с его кандидатурой. Одескальки был избран преемником Климента Х и принял имя Иннокентия XI, выбрав это имя в честь папы Иннокентия X, который сделал его кардиналом. При этом он согласился возглавить церковь лишь при условии, что кардиналы примут его программу церковных реформ. Иннокентий XI начал свой понтификат с реформы церковных отношений в собственном государстве. В отличие от своих предшественников, мирившихся с произволом французских королей, присваивавших епархиальные доходы после смерти местных епископов, назначавших управляющих епархиями и наделявших другими церковными должностями своих фаворитов, Иннокентий XI отважился вступить в конфликт с королём Людовиком XIV. Он положил конец практике непотизма (возобновлённой, впрочем, его преемниками), взял под контроль доходы куриальных сановников, уничтожил всякого рода синекуры и симонию. Папа ввёл ряд жёстких мер, способствовавших, по его убеждению, улучшению нравов общества: запретил в Риме азартные игры, карнавалы, балы, закрыл театры, бывшие центром порока, женщинам запретил носить платья с глубоким декольте, а также приложил усилия, чтобы сократить расходы курии. Он жил очень экономно и призвал кардиналов делать то же самое. Таким образом он не только сократил годовой дефицит в 170 тыс. экю, но и в течение нескольких лет добился превышения папских доходов над расходами. Иннокентий XI продолжил смягчать политику в отношении евреев в пределах итальянских государств, заставил Венецию освободить заключённых-евреев, но не смог отменить старую практику в целом. Более спорным был указ от 30 октября 1682 г., по которому все денежно-кредитные операции римских евреев должны были быть прекращены. Папа внёс весомый вклад в создание единого фронта ряда западноевропейских государств в их противостоянии с мусульманской Турцией. Сформированное по его инициативе польско-австрийское войско разгромило в сентябре 1683 г. турок под Веной. Победа, одержанная над Оттоманской империей польским королём Яном III Собеским (1674–1696 гг.), была признана в Риме триумфом католицизма, представленного теми государствами, которые преданно подчиняются священному авторитету преемника св. Петра. Чтобы почтить эту победу, Иннокентий XI установил праздник, посвящённый Деве Марии, который отмечается 12 сентября. Папа выступил посредником при создании в 1686 г. «Священной лиги» – коалиции католических государств в составе Австрии, Польши и Венеции, освободивших территорию Венгрии от многолетнего турецкого владычества. Иннокентий XI отстаивал ортодоксию в полемике с различными направлениями католической теологии (квиетизмом и др.) и идею главенства папы над церковным Собором. В области международной политики дело дошло до серьёзных разногласий между энергичным папой и ревниво охраняющим свою абсолютную власть королём Франции Людовиком XIV.

 



 
PR-CY.ru