ИОАНН XXII - Страница 3

В конце жизни папа в проповедях проводил мысль, что душам праведных, а потому спасённых верующих до момента Страшного Суда доступна лишь человеческая природа Христа, и они могут до этого времени благодатно лицезреть Бога. На смертном одре он был вынужден отказаться от этой идеи, признав его частным суждением, что впоследствии подтвердил и разъяснил его преемник Бенедикт XII (1335–1342 гг.) в булле «Benedictus Deus». Ему традиционно приписывают сочинение молитвы «Anima Christi, sanctifica ме...» Папа 27 марта 1329 г. осудил труды Иоганна Экхарта (около 1260 – около 1328 гг.) как еретические в булле «In Agro Dominico». Иоанн XXII ввязался в политику и религиозные движения многих европейских стран в целях продвижения интересов церкви. Опираясь на Францию, папа хотел распоряжаться немецкой императорской короной, но встретил противодействие и в Германии, и в Италии. Во время спора Людовика IV Баварского (1282–1347 гг.) с Фридрихом III Австрийским (1289–1330 гг.) Иоанн XXII предъявил претензии на временное управление Германией и на решение спора. После окончательной победы Людовика Баварского, который захватил Рим и часть владений Церковного государства и возвёл на римскую кафедру антипапу Николая V (1328–1330 гг.), папа встал на сторону его противника, а самого Людовика и его ставленника отлучил от церкви, а также и некоторых поддерживавших их светских владык, теологов и философов (в том числе Уильяма Оккама). Это не помешало Людовику найти много сторонников в Италии и (после коронования в Риме) созвать в Тренто Собор, объявивший Иоанна XXII еретиком и избравший на его место минорита Пьетро Райнальдуччи, принявшего имя Николай V. Иоанну XXII удалось захватить антипапу, а чтобы наказать Германию, он декретом отделил Италию от Немецкой империи. Используя борьбу партий в Германии за императорскую корону, папа смещал императорских чиновников, но его тесные связи с французской короной породили недоверие папству. Папа был прекрасным администратором, активно поддерживал миссионерскую деятельность доминиканцев и францисканцев в Боснии и Герцеговине, в бассейне Чёрного моря и в Африке. В 1318 г. он учредил митрополию в Солтании (Персия) вместе с шестью епископствами, латинскую епархию в Тбилиси (1329 г.), назначил первого латинского епископа в Киев (1320 г.), послал благодарственное письмо мусульманскому правителю Узбек-хану (1283–1341 гг.), который к христианам  относился терпимо. Иоанн XXII предал трибуналу инквизиции приверженцев богомильства в Хорватии и вальденсов в Силезии, реорганизовал Римскую курию и систему управления епархиями, обязал платить церковный налог не только верующих, но и духовенство, организовал кафедры древних восточных языков в университетах Парижа, Оксфорда, Саламанки и Болоньи, основал папскую библиотеку в Авиньоне (часть фондов этой библиотеки в 1891 г. была переведена в Ватикан). Будучи образованным юристом, папа кодифицировал церковное законодательство, многие положения которого вошли в состав действовавшего вплоть до начала XX в. католического «Кодекса канонического права» («Corpus iuris canonici»), канонизировал в 1323 г. Фому Аквинского (около 1224 – 1274 гг.). Иоанн XXII объявлял Крестовые походы, однако так и не осуществил этот проект, что не помешало ему собрать немалые средства на это предприятие. Умер он в возрасте 90 лет, после самого длительного в XIV в. 18-летнего понтификата, оставив колоссальное богатство – свыше 750 тысяч флоринов. Наличие такого фонда папа объяснял тем, что эти деньги предназначены для организации Крестового похода, призванного вернуть христианам то, что не смогли удержать тамплиеры. Иоанн XXII является героем серии романов французского писателя Мориса Дрюона (1918–2009 гг.) «Проклятые короли», а также неоднократно упоминается в романе учёного-философа Умберто Эко (род. в 1932 г.) «Имя розы». См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru