ИОАНН XXII - Страница 2

Сорок дней высшие иерархи католического мира сидели взаперти и ругались. Изголодавшиеся, грязные и злые, они спали на голых камнях, но упорно не желали договориться. Лишь одному Жаку Дюэзу, казалось, было безразлично происходящее. Всё это время он изображал из себя умирающего и постоянно жаловался на слабость. Пищу свою он, не тронув, стал отдавать другим. Тогда многие решили, что ему долго не протянуть. Убедившись в правильном впечатлении, произведённом на коллег, Жак Дюэз при помощи своего слуги запустил в ряды кардиналов идею, что им стоит избрать понтификом самого старого и немощного, и тогда их сразу же выпустят на свободу, а когда новоиспечённый папа помрёт (что должно произойти со дня на день), они смогут избрать того, кого пожелают. Естественно, граф Пуатье уже не посмеет больше над ними издеваться, и в распоряжении конклава для принятия окончательного решения окажется масса времени. Расчёт был верным. К тому времени замурованные кардиналы устали от тягот жизни в холодном храме и, желая вернуть свободу, сошлись на компромиссной кандидатуре престарелого Жака Дюэза, чтобы после его скорой, как им казалось, смерти, собраться вновь. Как потом оказалось, кардиналы сильно просчитались, и понтификат Иоанна XXII длился 18 лет. Иоанн XXII был коронован в Лионе, а после коронации создал себе резиденцию не в Риме, а в Авиньоне, став вторым «авиньонским» папой (см. Авиньонское пленение). Длительное отсутствие понтифика пагубно сказалось на делах католической церкви в целом. Вместе с тиарой Иоанн XXII получил «в наследство» пустую казну, кучу долгов, беспорядок в епархиях и путаницу в иерархической системе. В считанные месяцы новый папа привёл дела в порядок: собрал первоначальный капитал за счёт введения новых индульгенций для духовенства, разрешил монастырям торговать своей продукцией с мирянами, обложив эту торговлю налогом, разделил большие епархии на мелкие, поставив управлять ими проверенных людей, упорядочил церковную систему. С начала своего понтификата он вёл борьбу с радикальным течением в Ордене францисканцев, особенно жестоко (используя инквизиционные трибуналы) преследовал францисканцев-спиритуалов, которые пропагандировали идею «евангельской бедности» и отрицали право частной собственности. В среде спиритуалов был популярен тезис, выдвинутый Беренгарием Талонским и Уильямом Оккамом (около 1285 – 1347 гг.) о том, что Иисус и апостолы не имели никакого имущества, личного или общего. Иоанн XXII назвал это учение ересью, поэтому идеологи спиритуалов (Микеле Чезенский, Уильям Оккам и Бонаграций Бергамский) были вынуждены искать убежища у Людвига IV Баварского(1282–1347 гг.), который был ярым противником папы, не признавшего его избрания королём Германии. Буллой 1321 г. Иоанн XXII запретил спор о том, как относился Христос к вопросу о нищете и частной собственности. Через два года он объявил, что всякая ссылка на Библию с целью «идеализировать» нищету и бедность являются ересью. Не лишённый познаний в каноническом праве, Иоанн XXII отличался крайним суеверием, жестокостью и нетерпимостью и больше всего боялся колдовства. Во многом его деятельность стоит у истоков гонений на колдунов, развившихся в охоту на ведьм. Вступив на престол, Иоанн XXII распорядился отдать под суд епископа родного города на том основании, что тот якобы околдовал его. В 1321 г. он направил инквизиторов в Тулузу и Каркассон, чтобы те изгнали из дома Господня всех колдунов. В 1326 г. это было распространено на все земли, находившиеся в ведении Римско-католической церкви. Начиная с этого времени в приговорах инквизиции стали появляться формулировки «еретическое колдовство». Во время своего понтификата Иоанн XXII запретил в Италии алхимию. Папа сжигал живыми за ересь тех миноритов (францисканцев), что в абсолютной бедности видели подражание Христу и апостолам.

 



 
PR-CY.ru