ИННОКЕНТИЙ V - Страница 2

На пути в Рим между 7 и 12 февраля Иннокентий V встретился в Витербо с Карлом I Анжуйским, который в последующие дни был им утверждён в должности сенатора Рима и викария Тосканы, в то время как (по совету Карла) папа отложил коронацию Рудольфа I Габсбурга до возвращения им Романьи. Папа показал себя как последовательный сторонник униатской политики, провозглашённой на втором Лионском соборе, принял послов, делегированных византийским императором Михаилом VIII Палеологом (1261–1282 гг.) ко двору папы Григория X, и заверил, что новый Крестовый поход, организация которого обсуждалась на втором Лионском соборе, находится в стадии подготовки. Другой вопрос византийских послов – о возможности отлучения от католической церкви политических противников византийского императора (в основном князей бывшей Латинской империи и сторонников сицилийского короля Карла I Анжуйского, стремившегося захватить Константинопольский престол) – в официальном ответе папы («Dudum ad sedem») был искусно обойдён. Позднее ко двору императора Михаила VIII Палеолога была отправлена папская делегация, но, узнав в Анконе о смерти Иннокентия V, послы вернулись в Рим. На Пиренейском полуострове Иннокентий V призвал христианские государства совместно противостоять гранадскому эмиру Мухаммаду II аль-Факиху и его союзнику марокканскому султану Абу Юсуфу Якубу, напавшим в отсутствие короля Альфонсо X на Кастилию (в том числе благодаря поддержке папы Альфонсо X удалось оттеснить арабов). Иннокентий V неожиданно скончался после непродолжительной болезни в Риме 22 июня 1276 г. Некоторое время спустя, во время понтификата Иоанна XXI (1276–1277 гг.), его останки были похоронены в Латеранской базилике. Могила Иннокентия V была разрушена, и останки утрачены во время сильного землетрясения, которое произошло в XVIII в. Иннокентий V является автором нескольких трудов по теологии, философии и церковному праву (полное собрание его грамот и писем не сохранилось). Его основное сочинение – комментарии на «Сентенции» Петра Ломбардского («Commentarius in quatuor libros Sententiarum») – было широко распространено в Европе в Средние века. В основе «Commentarius...» лежит сокращённый комментарий Фомы Аквинского на то же произведение. Иннокентий V составил также постиллы (проповеди) на Пятикнижие, псалмы, Евангелие от Луки, Послания апостола Павла и др. В Средние века они были известны как произведения Николая Горанского (около 1205 – 1295 гг.). В компиляции «Alphabetus in artem sermonicandi», созданной после 1269 г., Иннокентий V собрал тексты, необходимые для подготовки проповедей, организовав их по нескольким темам, расположенным в алфавитном порядке. Некоторые его философские и теологические трактаты («De unitate formae», «De materia caeli», «De aeternitate mundi», «De intellectu et voluntate») не изданы, несколько сочинений, упомянутых хронистами, до сих пор не обнаружены. Иннокентий V начал процесс канонизации св. Маргариты Венгерской (1242–1270 гг.), дочери венгерского короля Белы IV; канонизирована в 1943 г. (день памяти – 26 января). Папа Лев XIII (1878 – 1903 гг.) 14 марта 1898 г. причислил Иннокентия V к лику блаженных (день памяти – 22 июня). См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru