Словарь по христианству И ИОАНН VIII

ИОАНН VIII

ИОАНН VIII – антипапа, папесса Жильберта или Агнесса (855–858 гг.). История папессы Иоанны является одной из самых известных средневековых легенд. По одной из версий, Жильберта была уроженкой Майнца, по другой – англичанкой. Согласно одной из легенд, её отец был английским монахом из Британии, мать – саксонской пастушкой. Монах восемь лет скитался по Вестфалии – крестил, поучал, исповедовал. Был за это неоднократно бит. Потерял жену, двух детей и остался с первой дочерью – Агнессой. В конце концов, под старость его выставили из монастыря за попытку овладеть молодой игуменьей, и он остался без средств к существованию. Однако маленькая Агнесса, которая переносила с ним все тяготы бродячей жизни, обладала исключительной памятью и сообразительностью. Уже к десяти годам она постигла все догмы церкви, запомнила много изречений из Библии, и отец стал выставлять её на диспуты в замках, монастырях и массовых скоплениях народа. Так прошло ещё пять лет, когда отец умер. Агнесса пошла в женский монастырь, где не только удивляла всех своими познаниями, но и усердно училась. Потом влюбилась в молодого бенедиктинца – отца Фрументия, сбежала с ним в один из монастырей, где жила, переодевшись в мужскую одежду. Затем вместе со своим возлюбленным направилась в Афины, где блестяще закончила философскую школу. Похоронив своего любовника, умершего от заразной болезни, перебралась в Рим, где стала преподавателем свободных искусств и добилась широкой известности. Благодаря своим талантам и диплому философа сделала быструю церковную карьеру, став сначала секретарём курии, а затем кардиналом Иоанном Ланглуа и достигла избрания на папский престол, где неплохо справлялась с обязанностями папы, представляясь всё время мужчиной. А поскольку в связи с женщинами она не могла быть замечена в принципе, то её считали весьма добродетельным и смиренным руководителем Римской церкви. Считается, что именно она уговорила императора из династии Каролингов, Лотаря I (795–855 гг.), старшего сына Людовика I Благочестивого (778–840 гг.), постричься в монахи, чтобы искупить свои преступления, и передать престол своему сыну. Таким образом, Людовик II Немецкий (843–876 гг.) получил корону из рук Агнессы. Но женская суть брала своё, и она открылась во всём одному из служителей папской канцелярии Флору, который не упустил выгодной ситуации, сохраняя секрет папы. Долго скрывали они и беременность папессы. Но 20 ноября 857 г., когда она верхом на коне возглавляла пасхальную процессию, двигавшуюся от собора Святого Петра к Латеранскому дворцу через узкий переулок между церковью Святого Климента и Колизеем Нерона, у Иоанны начались схватки. Она упала с лошади и в страшных конвульсиях разрешилась от бремени. Оторопевшие, а потом рассвирепевшие священники не только не оказали ей помощи, но и осыпали её грязными ругательствами, пока она не скончалась, и здесь же задушили ребёнка. Флор стал отшельником. Имя папессы Иоанны не включено в официальный список пап, поэтому сведений о ней нет ни в одном источнике того времени, а следующий из пап Иоаннов носит тот же порядковый номер – VIII. Впервые о женщине на папском престоле упомянул в середине XIII в. доминиканский монах Жан де Майи в книге «Chronica Universalis Mettensis», но он отнёс эту историю к 1099 г. Несколько позже хронист Мартин Поляк из Опавы в «Хронике понтификов и императоров» перенес её в середину IX в. Легенда прочно укоренилась в умах современников, считалась правдивой историей, а Римские папы долгое время избегали прямого пути от собора Святого Петра до Латеранского дворца через место, где якобы погибла папесса Иоанна. Вплоть до XV в. существовал обычай, согласно которому после избрания папа садился на особое кресло-стул с прорезью в сиденье, и один из кардиналов осматривал избранника на предмет наличия мужского достоинства. Такое кресло (sedes stercoraria) до сих пор хранится в Ватиканском музее. В 1601 г. папа Климент VIII (1592–1605 гг.) особым декретом объявил легенду о папессе Иоанне выдумкой и запретил осмотр претендентов на папский престол. В середине XVII в. протестантский историк Давид Блондель окончательно развеял миф, расценив его как сатиру на правление папы Иоанна XI (931–935 гг.).

 
PR-CY.ru