Словарь по христианству И ИННОКЕНТИЙ I

ИННОКЕНТИЙ I

ИННОКЕНТИЙ I – папа Римский с 22 декабря 401 г. по 12 марта 417 г. По данным Liber Pontificalis, был родом из Альбано близ Рима и сыном человека по имени Иннокентий, однако его современник Иероним Стридонский (342 – 419/420 гг.) называл его сыном предыдущего папы, Анастасия I (399–401 гг.). В таком случае это уникальный случай, когда сын сменил отца на святом престоле. Иннокентий I впервые резко обосновал религиозный авторитет Римской церкви, стремясь укрепить положение епископа Рима в Западной Римской империи и авторитет Святого престола, провозгласив, что источник власти папы – верховенство апостола Петра, пребывание которого епископом в Антиохии было лишь временным. Он утверждал, что начало соперничавшей с Римом Антиохийской кафедре было положено не самим апостолом, а его учеником Еводом (около 53 – около 68 гг.). Отсюда – право Римской кафедры на наиболее авторитетное решение вопросов о кафоличности соборных постановлений. Он настаивал, что истолкователем римской и, следовательно, истинной традиции является только папа, которому принадлежит право издавать постановления для всей церкви, высшая судебная, дисциплинарная и административная власть в церкви и право авторитетного учительства. Подводя итоги предшествующего развития, Иннокентий I впервые выразил папские притязания в форме теории и, благодаря искусной политике, создал для папства блестящее, хотя и непрочное и временное положение на Западе и Востоке. Он активно позиционировал себя в качестве конечной инстанции для урегулирования вопросов о догматах и всех церковных споров. Так, в 412 г. папа написал покровительственное письмо архиепископу Фессалоник Руфусу, в 404 г. – епископу Руана. Подобные письма были посланы епископу Тулузы Экзуперию, епископам Македонии, епископу Ночеры, епископам Британии. Он поддержал Иоанна Златоуста (около 347 – 407 гг.) в конфликте с патриархом Александрийским Феофилом (385–412 гг.) и императором Аркадием (395–408 гг.). Поддерживал и епископа Гиппонского Августина Блаженного (354–430 гг.) против донатистов и в отношении пелагианства. Осторожно воздерживаясь от определённого решения и, видимо, равнодушный к существу вопроса, Иннокентий I искусно пользуется обращением к нему африканцев, предложивших присоединиться к их решению, для возвышения папского авторитета. Видимо, с той же целью он вёл переписку с Иеронимом Стридонским, Иоанном Златоустом (около 347 – 407 гг.) и епископом Иерусалимским Иоанном II (386–417 гг.). В вопросе о низложении Златоуста он принимает его сторону, требуя Вселенского собора и разрывая (407–415 гг.) общения с Востоком. Во время взятия Рима королём вестготов Аларихом (382–410 гг.), когда вестготы три дня бесчинствовали в городе, Иннокентий I уехал с императором Гонорием (384–423 гг.) в Равенну, бросив всё на произвол судьбы. Однако, по словам историка Созомена (400–450 гг.), папа выступал миротворцем между Гонорием и Аларихом. После разграбления готами Рима в нём уцелели лишь церковные здания, потому что папа разрешил грабить всё, кроме церквей. Византийский историк Зосима (конец V в.) в своей «Historia Nova» предполагал, что во время разграбления Рима Аларихом Иннокентий I был готов разрешить даже частную практику язычества в качестве временной меры. Однако Зосима также предполагал, что эти уступки язычниками оказались бы невостребованными, поскольку, по его мнению, Рим к тому времени уже был успешно христианизирован. Иннокентий I похоронен на кладбище Понциана на Портуэнской дороге. Его память отмечается 12 марта, хотя в XIII–ХХ вв. она отмечалась 28 июля. Его преемником стал Зосима (417–418 гг.). См. также ПАПА РИМСКИЙ

 
PR-CY.ru