ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (около 575 – около 650 гг.) – христианский монах-анахорет, автор аскетических и мистических сочинений. В 16-летнем возрасте поступил в Синайский монастырь, вскоре его покинул и 40 лет прожил отшельником в пещере у подножия Синайской горы. Из уединения Иоанна вызвали синайские монахи, когда тому было уже 75 лет. После этого он несколько лет по их просьбе был настоятелем Синайского монастыря (отсюда его название – «Синаит»; другое название – «Схоластик» – было дано ему за его учёность), но затем он вновь удалился в пустыню и провёл остаток дней в уединении. Монаха Иоанна прозвали «Лествичником» по его главному труду – «Лествица, возводящая на небо» (или «Лествица райская»), который является едва ли не важнейшим памятником аскетической литературы (точнее, её низового, назидательная характера), переживавшей в эти века расцвет. Книга представляет собой сборник поучений для монахов, который содержит последовательное руководство самосовершенствования, начинающегося с отречения от всего мирского и завершающегося полным духовным единением с Иисусом Христом. Сочинение основано на личном опыте монашеской жизни и проникнуто идеалом аскетического подвига. Иоанн даёт руководство к иноческой жизни, которая, по его мысли, представляет собой путь непрерывного и трудного восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования, возводящего подвижника на небо. Автор насчитывает 30 ступеней самосовершенствования, сообразно 30-ти годам жизни Спасителя до вступления Его на общественное служение. По своему содержанию «Лествица» разделяется на две части. В первой говорится о пороках, противных христианской жизни, грехах и борьбе с ними; во второй раскрывается понятие о нравственных и богословских добродетелях. По мнению автора, христианское самосовершенствование начинается отвержением «мира» и борьбой со «страстями». От рассеивающих внимание удовольствий и чувственных наслаждений «дух» обращается к покаянию и печали, пребывая в постоянном памятовании смерти. Спасительная печаль смягчает сердце подвижника силой слёз, освобождает его от себялюбия и снимает с него греховные наросты. Таким путём покаявшийся достигает состояния «молчания», когда он находит слова только для молитвы, песнопений и выражения «любви». Дух и душа освобождаются от уз грубой чувственности, утончаются, получая действительную способность к общению с миром духовным, небесным, божественным. Блаженное «смирение» ведёт по стезям следования Христу и отверзает дверь в небесное царство. Победивший «страсти» получает высшую способность «различения», которая помогает человеку замечать и распознавать в себе и в других злые и добрые движения, подавлять первые и развивать вторые. В высшем состоянии богоподобного бесстрастия и спокойствия подвижник выступает уже на земле и созерцает, как бы в зеркале, райские блага. Исследователи подчёркивают, что строгого и точного психологического анализа внутреннего самосовершенствования «Лествица» не даёт, поскольку её автор, конечно, и не ставил себе такой цели. В переходе от одной ступени к другой иногда трудно указать логическую или психологическую последовательность, а сами ступени не всегда ясно разграничены. Цель сочинения не теоретическая, а практическая – дать руководство в прохождении духовной монашеской жизни. Выше всего автор ценит именно напряжённое усилие борьбы с самим собой; гораздо меньше он доверяет умозрению и рафинированной созерцательности. Суровые предписания подвижнической морали изложены очень простым и непринуждённым языком; они перемежаются с доверительными рассказами о личных переживаниях или о том, что случилось с собратьями Иоанна по монашеской жизни. Большую роль играют сентенции, пословицы и поговорки фольклорного характера. В качестве дополнения к «Лествице» Иоанн Лествичник написал «Наставления пастырю», в которых излагаются основные требования и перечень обязанностей для настоятеля монашеской обители. Источником при написании этого произведения (кроме Священного Писания и личного опыта) служили, несомненно, труды предшествовавших ему аскетов, из которых он сам называет Евагрия Понтийского (345/346 – 399/400 гг.), Иоанна Кассиана Римлянина (около 360 – около 435 гг.) и папу Римского Григория I Великого (590–604 гг.). О большой популярности «Лествицы» свидетельствуют комментарии, написанные к ней игуменом Иоанном Раифским, митрополитом Критским Илиёй и патриархом Фотием I Великим (858–867, 877–886 гг.). Сохранились списки «Лествицы» XII, XIV и XV вв., в X–XI вв. это сочинение было переведено на славянский язык в Болгарии, а в XIV в. появился его сербский перевод. Сохранилось также адресованное Иоанну письмо Григория I Великого от 1 сентября 600 г. Соч.: Преподобного… Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908, репр. 1992.

 
PR-CY.ru