ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН - Страница 2

Эта книга была принята западноевропейскими теологами неоднозначно, поскольку в ней Иоанн Кассиан Римлянин выступил с резкой критикой по вопросам Божественной благодати и свободы воли как пелагианства (см. Пелагианство, Пелагий), так и августинианства (см. Августин Аврелий). Он был учеником Иоанна Златоуста и в своих воззрениях на благодать и свободу следовал восточным богословам. Для него учение Гиппонского епископа Августина Блаженного (354–430 гг.), отрицающее участие человека в деле собственного спасения, казалось слишком мрачным и безотрадным. Он отверг августиновское учение о предопределении, видя в нём опасность для нравственности. Как человек, посвятивший себя аскетической жизни, Иоанн Кассиан Римлянин считал себя вправе думать, что совершаемые им по собственной воле подвиги самоотречения будут иметь цену перед Богом. Поэтому он учил, что человек и после падения способен делать добро. Первородный грех повредил природу человека, но не настолько, чтобы он совсем не мог желать добра и делать добро. В то же время Иоанн Кассиан Римлянин не допускал, чтобы человек мог спастись без благодати, утверждал, что благодать сообщается человеку в том случае, если он сам делает себя достойным её; тогда она совместно с ним самим устраивает его спасение. Благодать даётся для всех, но принимают её не все, почему не все и спасаются. Божественное предопределение, ведущее одних к спасению, а других к погибели, основывается не на безусловной воле Божьей, а на Божественном предвидении того, примут люди благодать, или не примут. С точки зрения августиновской системы, это учение представлялось еретическим. Аврелий Августин, боровшийся с этим учением в последние годы своей жизни, прозвал последователей Кассиана массилийцами (или массилианами), и только схоластика дала им название полупелагиан – название совершенно неточное, т.к. богословы этого направления примыкали не к Пелагию, а к учителям церкви, предшествовавших Августину. Опровержения Августина Блаженного успеха в Галлии не имели, т.к. на защиту учения Кассиана встали такие выдающиеся богословы, как Проспер Аквитанский (около 390 – 460 гг.) и Викентий Леринский (ум. около 450 г.). Учение Иоанна Кассиана Римлянина было признано правильным на соборе в Арле (475 г.), однако на соборе в Оронте (529 г.) оно было осуждено, а учение Августина Блаженного было утверждено там же и на поместных соборах в Галлии. В VIII в. Иоанн Кассиан Римлянин был беатифицирован (см. Беатификация) на христианском Западе, позднее был канонизирован как католической, так и православной церквами. Соч.: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892 (репр. – Сергиев Посад, 1993).



 
PR-CY.ru