Словарь по христианству И ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН

ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (около 360 – около 435 гг.) – западноевропейский теоретик и практик христианской аскетики; считается основателем монашества в Галлии и одним из главных теоретиков монашеской жизни. Родом он из Скифии, происходил из знатной семьи, получил классическое образование. В возрасте около 25 лет принял монашество в Вифлеемском монастыре в Палестине, около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Около 400 г. Иоанн Кассиан оказался в Константинополе, где был посвящён в диаконы Иоанном Златоустом (около 344/354 – 407 гг.), а его сподвижник Герман – в сан иерея. Оба они в 405 г. в составе делегации были отправлены в Рим к папе Иннокентию I (401–417 гг.) с просьбой о защите Иоанна Златоуста от незаслуженных преследований. Эта миссия не увенчалась успехом, и позже сам Иоанн Кассиан Римлянин подвергся гонениям. Поскольку в Палестине и Египте религиозно-политическая ситуация не была стабильна, он около 410 г., приняв сан священника, поселился в Массилии (Марсель), где основал (около 415 г.) два монастыря – мужской и женский (по типу египетских монастырей) и разработал для них общежительные уставы, тем самым фактически положив начало традиции урегулирования монастырской жизни на Западе. Аббатом мужского монастыря св. Виктора Иоанн Кассиан Римлянин оставался до самой смерти. К 417–429 гг. относится написание им так называемых «Правил Кассиана», где проанализированы организация молитвенной жизни в монастыре, бытовой уклад общины, требования к питанию и одежде монахов (они сохранили своё значение до IX в., наряду с установлениями Василия Великого и св. Пахомия). Иоанн Кассиан Римлянин взял за идеал восточное пустынножительство, но смягчил его сообразно более суровой природе Запада, понимая, что не все правила жизни восточных монахов приемлемы для условий жизни на Западе. Его труды были замечены и оценены: по просьбе будущего папы Льва I Великого (440–461 гг.) Иоанн Кассиан Римлянин написал полемико-апологетическое сочинение против учения Константинопольского архиепископа Нестория (после 381 – около 451 гг.) «О воплощении Христа». В трактате «О постановлениях киновий палестинских и египетских и о средствах исцеления восьми главных пороков» он провозгласил идеал умеренной аскезы и трудничества, опираясь на восточно-христианскую практику борьбы с грехами чревоугодия, блуда, корыстолюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордыне. К аскетическим произведениям относятся также его «Двадцать четыре собеседования отцов», написанные в форме бесед со знаменитыми египетскими аввами (настоятелями) о разных предметах нравственного христианского учения.

 



 
PR-CY.ru