ИУДЕОХРИСТИАНЕ - Страница 4

В целом мировосприятие всех разновидностей иудеохристиан носило апокалиптический (см. Апокалиптика) и хилиастический (см. Хилиазм) характер, различаясь лишь степенью радикальности. Несмотря на то, что к моменту официального признания христианства в IV в. общин иудеохристиан практически не осталось, однако их влияние сохранялось еще длительное время: оно прослеживается не только в творениях ранних христианских писателей (Варнавы, Иустина, Климента Александрийского, Иринея и др.), но и в учении и культе Эфиопской и Халдейской церквей. В Сирии их общины сохранялись вплоть до VII в. и исчезли только после распространения там ислама. Последнее упоминание об эбионитах относится к VIII в. Но секты и течения, в той или иной мере признающие учение и использующие культовую практику обеих конфессий, существуют и поныне. В иудаизме наиболее ярким представителем современного иудеохристанства выступает так называемый «мессианский иудаизм» («мешихим»), приверженцы которого сохраняют верность Закону Моисея, соблюдают традиционную обрядность и используют символику иудаизма. При признании иудейской догматики «мессианцы» принимают и новозаветное учение, расценивая его как закономерное и необходимое завершение иудаизма, раскрытие цели и смысла Моисеева Закона. В соответствии с их представлениями, Иисус является предсказанным Торой Мессией, и спасение Израиля трактуется как признание всеми иудеями Христа, принятие Его искупительной жертвы и, как следствие, завершение «времени язычников». В христианстве к числу иудеохристиан исследователи относят, к примеру, неопятидесятников и харизматов, по культовой практике близких к «мессианскому иудаизму». В вероучении общины иудеохристиан чаще всего тяготеют к протестантизму или к синкретическому учению различных христианских церквей и экуменическим представлениям межконфессионального и внеконфессионального характера. В межконфессиональной и политико-идеологической полемике понятие «иудеохристиане», как правило, имеет негативную окраску. В ортодоксальном иудаизме (митнагдим, хасидизм и пр.) иудеохристиане воспринимаются как отступники, поддавшиеся на уловки христианских миссионеров и предавшие веру отцов. Эта позиция носит жёсткий характер: если даже евреи-атеисты считаются членами иудейской общины, то евреям, принявшим крещение и признающим основные положения христианского учения (в частности, богочеловеческую природу Христа или тринитарное учение), отказывается в праве вхождения в общину и, соответственно, в поддержке и помощи с её стороны. В христианских кругах настороженное (а в радикальных антисемитских течениях резко враждебное) отношение к иудеохристианам связано с восприятием их в качестве носителей потенциальной угрозы размывания подлинной веры и внедрения в христианство элементов иудаизма. Во многом это связано с представлением об отсутствии монопольного влияния христианской церкви на иудеохристиан, для которых сохраняют силу два источника авторитета – христианское учение и традиции национальной культуры. Наряду с позицией взаимного неприятия в современном религиозном дискурсе присутствует взгляд на иудеохристиан как на потенциальных посредников в межконфессиональном диалоге, способных сблизить позиции иудаизма и христианства, устранить непонимание и предвзятость в их отношениях, содействовать установлению дружественных связей и развитию сотрудничества общин. Такой подход распространён в реформистски и экуменически настроенных кругах обеих конфессий, он нашёл выражение в документах Всемирного Совета Церквей, например, в специальном заявлении его Исполнительного комитета «Экуменический подход к иудеохристианскому диалогу» (1982 г.).



 
PR-CY.ru