ИУДЕОХРИСТИАНЕ - Страница 3

Апокрифические евангелия, не вошедшие в канон, рисуют образ и жизнь Христа иначе, что даёт основание для рефлектирующего сознания считать те события частично или полностью вымышленными. Так, исследователи утверждают, что свидетельства о вероучении эбионитов разноречивы и отрывисты. Эта группа иудеохристиан признавала только Евангелие от Матфея, текст которого отличался от канонического. И эбиониты, и назореи изначально не признавали учения о непорочном зачатии, считая Иисуса Христа человеком, сыном Иосифа и Марии, на которого при крещении снизошёл Святой Дух, покинувший Его при распятии. Вполне реальным могло быть и такое стечение обстоятельств. Варавва, осуждённый на казнь за организацию вооружённого восстания против римлян, был спасён Синедрионом тем, что вместо него казнили Нищего Проповедника, не представлявшего, с точки зрения официального иудейства, никакой ценности, в отличие от Вараввы, который был видной политической фигурой. Видимо, такое решение было принято (или его необходимо было принять) очень поспешно: ночью Иисуса арестовали, а уже днём распяли. Если иудеи в самом деле очень опасались Иисуса, то они могли расправиться с Ним самым излюбленным методом – побить камнями. Пусть не прилюдно, но в том же Гефсиманском саду. Но иудеи не ожидали той реакции, которая последовала за казнью Иисуса, иначе не бросились бы во все стороны рассказывать свою версию случившегося. И самый яркий тому пример – апостол Павел, убеждённый и великолепно подготовленный иудей. О социальных причинах раскола в иудаизме говорит тот факт, что преобладающее большинство первых христиан рекрутировалось именно из евреев, которые продолжали исполнять культовые предписания иудаизма. Но сама идея воскресения, несовместимая с иудейским каноном, выбивала почву из-под ног иудеев, стремившихся к духовной власти над остальными народами. Мятущийся из одной крайности в другую апостол Павел стремился взять ситуацию под контроль ветхозаветного священства, но столкнулся с непониманием со стороны Синедриона (кстати, и со стороны назореев). Но ветхозаветное священство (и назореи) ни о каком «смыкании» с языческим жречеством и слышать не желало. Есть также свидетельства о представлении эбионитов об Иисусе как воплощении Архангела, являвшегося патриархам и Моисею. Они учили также о постоянной борьбе добра и зла, считая Иисуса пророком добра на земле, а пророком зла – отрицавшего иудейский закон Павла. Сами эбиониты вели образ жизни, предписанный иудейским Законом, и соблюдали все иудейские обряды за исключением жертвоприношений. Назореи также чтили субботу и совершали обрезание, у них, по свидетельству Епифания Кипрского (310/332 – 403 гг.), было евангелие на арамейском языке (Евангелие евреев), особым почитанием пользовались места, связанные с земной жизнью и деятельностью Иисуса. Отличия секты энкратитов («воздержанников») от официальной христианской доктрины заключалось в отрицании спасения первого человека (Адама), в отказе признавать ряд мест текстов Ветхого Завета и признании каноническими деяний апостолов Андрея, Иоанна и Фомы. У исследователей есть сведения о близости этой секты к гностикам и валентинианцам, о наличии у неё учения о невидимых эонах и тайном знании о Христе, переданном первосвященникам. Энкратиты известны также проповедью аскетизма, в частности безбрачия и отказа от половой жизни, запрета на мясную пищу и вино. Для причастия они использовали воду, из-за чего именовались также гидропарастатами («водопийцами»).

 



 
PR-CY.ru