ИУДЕОХРИСТИАНЕ - Страница 2

До Иудейской войны (66–73 гг.) иудеохристиане составляли большинство в христианской церкви, а после разрушения в 70 г. Иерусалимского храма влияние языкохристиан и сторонников апостола Павла стало стремительно расти. Лишь активная эллинизация Палестины, начавшаяся после подавления последнего иудейского восстания (140 г.), превратила общины иудеохристиан в изолированные группы, постепенно утративших связь с официальной христианской церковью. В конце II в. иудеохристиане отторгались как христианством, так и иудаизмом: обе конфессии настаивали на окончательности разрыва как на одном из условий правоверия, расценивали взгляды и практику иудеохристиан как еретические, а их объединения как секты. Тем не менее, строгой классификации общин иудеохристиан пока нет, поскольку нет единого мнения ни о количестве течений, ни об их специфике. Кроме того, состав, самоназвание и учение иудеохристиан с течением времени менялись. Все это даёт исследователям основание утверждать, что христианская церковь никогда (в том числе и в период раннего христианства) не была единой и свободной от влияния иудаизма, поэтому нет оснований идеализировать и раннехристианскую церковь. Нельзя также утверждать, что она была выстроена на принципах Любви Христовой, которые затем были искажены в ходе создания внутри неё административно-командной системы. Утверждать, что в ней первоначально не было никакой иерархии, и не господствовали в ней имущественные отношения, – большое заблуждение. Проповедь нестяжательства, любви и всепрощения – это идеал, созданный народным сознанием и сформулированный апостолами-евангелистами (точнее, их эпигонами) в духе еврейской апокалиптики: в чёрно-белом цвете. Яркий, абсолютно светлый образ Христа на фоне грядущего Апокалипсиса, постоянная борьба совечных сил – добра (Творцом и абсолютным воплощением которого является Бог) и зла, порождённого дьяволом, – всё это являлось литературным приёмом не только авторов канонических Евангелий, но и апокрифов, которые были каноническими для различных групп иудеохристиан. Характерно, например, что эбиониты считали Иисуса всего лишь пророком добра на земле, но отнюдь не Богочеловеком. Из различных групп иудеохристан исследователи выделяют эбионитов, назореев, элкезаитов (иудеохристиан-гностиков) и энкратитов, иногда также николаитов, минейцев и др. Их строгая классификация затруднена, поскольку у исследователей не сложилось единого мнения ни о количестве иудеохристанских течений, ни об их специфике. Кроме того, их состав, самоназвание и учение с течением времени изменялись. Так, назореи и эбиониты – это и самоназвания ранних христианских групп, и наименования, использовавшиеся их критиками. По свидетельству ряда источников, эбионитами («нищими») называли себя все последователи Иисуса, основавшие христианскую общину в Иерусалиме. Эбионитами именовались и палестинские христиане, жившие вне Иерусалима, и ессеи Кумрана, выступавшие за очищение веры и более строгое соблюдение иудейского Закона. Сами первые иудеохристиане называли себя назореями (Деян. 11:26). Иудеи также именовали всех христиан назореями, а христианство – «назорейской ересью». В то же время назореями источники называют и тех членов общин, кто принимал крещение в Иордане, и группы иудеохристиан, действовавшие в Палестине после их отрыва от иерусалимской церкви. Таким образом, эбиониты и назореи рассматриваются как названия или одних и тех же, или близких групп иудеохристиан.

 



 
PR-CY.ru