ИКОНА - Страница 4

По сюжетам исследователи делят их на иконы Святой Троицы (символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата); иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа (среди них отдельную группу составляют так называемые «страстные» иконы (или иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа); богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников; иконы святых и бесплотных сил; иконы праздников и событий священной истории; символические и аллегорические композиции. По количеству изображаемых персонажей называют однофигурные, двухфигурные и т.д., а также многофигурные композиции. По количеству самостоятельных композиций выделяют одночастные иконы, двухчастные и т.д. Кроме того, существуют иконы с «клеймами», в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций («клейм»), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон исследователи называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т.д. В болгарской иконописи в XIX в. были распространены Иерусалимии – сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима. По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются иконы ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур, восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц). Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны. По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т.д. В ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть также отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например, «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия». По технике исполнения исследователи выделяют живописные иконы, среди которых они называют энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т.д.; вышитые иконы – выполненные в той или иной технике шитья; литые иконы; резные иконы; печатные или типографские иконы; сводчатый алтарь (складная икона из нескольких шарнирно скреплённых досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон). По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые (среди них по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т.д.). Икона, участвующая в Крестном ходе, называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т.п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной. Среди икон исследователи выделяют чудотворные – отмеченные необычными явлениями. По типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т.д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых. По размеру существует несколько характерных наименований: листоушка (листовушка) – малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков; пядница (пятка) – икона размером в пядь; осьмерик, девятерик, десятерик и т.д. – икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

 



 
PR-CY.ru