ИКОНА - Страница 2

В церковном учении об иконах исследователи выделяют четыре тесно переплетённых между собой аспекта: дидактический, соответствующий «буквально» тексту и сюжетной стороне Писания и Предания; символический, соответствующий «аллегорическому» уровню Библии; мистический: лица и события, изображенные на иконе, в акте напоминания актуализируют своё присутствие (не сущностно, а по действию, «энергии»); и, наконец, тесно связанный с мистическим, литургический аспект иконы, её участие в формировании богослужебного пространства как «неба на земле». Из функций иконы выделяют богословско-символическую, миссионерскую, эстетическую и богослужебную. Ранняя церковь не поклонялась иконе в её современном значении. Как священное изображение иконы упоминаются впервые у гностиков, которые особенно яростно порывали с ветхозаветной традицией, запрещающей изображения людей. Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (Памфил, около 263 – 340 гг.) говорил об иконах как о «языческих портретах» Христа и апостолов. Христологические споры V в. вызвали интерес к человеческому облику Христа и Божьей Матери. Возникают легенды о чудесных платах с образом Спасителя (см. Плат Вероники, Спас Нерукотворный, Туринская плащаница) как попытки аргументировать начинающееся иконопочитание церковным преданием. Согласно преданию, первым иконописцем является евангелист Лука, который на доске от стола, за которым происходила Тайная вечеря, написал лик Богородицы (см. Иконопись). Древнейшие сохранившиеся иконы синайского монастыря св. Екатерины датируются VI в. и выполнены в технике энкаустики (восковыми красками), передающей малейшие оттенки и портретную реалистичность. В литургию иконы вошли в VI в. через торжественные процессии субботнего дня в честь Богородицы. В Софии Константинопольской в это время на архитраве алтарной преграды уже были медальоны с изображениями Христа, Богородицы, ангелов, пророков и апостолов – предтеча современного иконостаса. С VIII в. икона начинает пониматься преимущественно как моленный образ, включённый в литургическую практику. Византийская теория иконы строится на утверждении Псевдо-Дионисия Ареопагита, что «вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых». Таким образом, богословие иконы оказывается включённым в общую христианскую теорию образа. Изображение Бога в христианстве становится оправданным только после Боговоплощения (Ин. 1:18), поскольку виденное становится изобразимо. Разведение богословских понятий богослужебного «поклонения» только Богу и внебогослужебного «почитания» святынь разрешило спор с иконоборцами (см. Иконоборчество) в пользу защитников икон (см. Иконопочитание). Возникшее в Византии в VIII в. движение против почитания икон было порождено отсутствием единообразного церковного канона в отношении к иконам. Иконоборцы, отвергая иконы, тем не менее, допускали религиозную живопись, отрицая лишь мистический и литургический аспекты священных изображений. Они основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»  (Исх. 20:4–5). Однако в народных массах иконы окружались суеверным поклонением. Священник и богослов Александр Дмитриевич Шмеман (1921–1983 гг.) в книге «Исторический путь Православия» писал: «В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием, появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т.д. Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, – они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество. Произошёл рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы». Обвинения в язычестве и идолопоклонстве вызывало именно такое поведение.

 



 
PR-CY.ru