Словарь по христианству И ИКОНА

ИКОНА

ИКОНА (от греч. «образ», «изображение») – живописное или рельефное изображение божества или «святого», являющееся предметом религиозного почитания. В христианской церкви – это название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющие сакральный характер и служащие предметами религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к тому, что изображено. В православной и католической церквах иконы составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина (как и крест с изображением распятого на нём Иисуса Христа или без Него). В Средневековье икона была одной из наиболее распространённых форм живописи. Изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков (а также в древневосточных церквах), закреплено постановлением Седьмого Вселенского собора 787 г. Его догмат об иконопочитании гласит: «…Подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божьих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздаётся изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней». По словам богослова и философа Владимира Николаевича Лосского (1903–1958 гг.), икона, являясь (как и слово), «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним», есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией. В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, т.е. алебастром, развёденным жидким клеем) и снабжённые специальными надписями и знаками. Однако и с богословской, и с религиоведческой точки зрения, иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздаётся установленное Седьмым Вселенским собором почитание. В классическом варианте христианская икона представляет собой специально подготовленную деревянную доску с наклеенной на неё паволокой (редкой тканью) и нанесённым сверху левкасом (грунтом), по которому, собственно, и пишется темперными или масляными красками изображение. По источнику возникновения русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный и поэт Павел Александрович Флоренский (1882–1937 гг.) разделял иконы на четыре типа: библейские, портретные, писаные по преданию (т.е. с опорой на чужой духовный опыт), явленные (в основе которых лежит собственный духовный опыт иконописца). Среди функций иконы исследователи выделяют: 1) иллюстративную или дидактически-информативную, поскольку икона способна изъяснять события библейской и церковной истории; 2) дисциплинирующую, поскольку зримый образ позволяет сосредоточиться во время молитвы, сконцентрировать внимание на предмете веры; 3) коммуникативную, поскольку икона призвана служить одним из связующих звеньев между мирами, помогать молящимся в общении со святыми заступниками; 4) компенсаторную, поскольку чудотворные иконы считаются проводниками благодати; эктип (отобраз, отображение) отделён от первообраза – архетипа, но «энергии» первообраза продолжают в нём реально присутствовать; 5) «напоминательную», поскольку икона способствует «припоминанию», причём не только в субъективно-ассоциативном плане (икона действительно побуждает человека к памятованию и почитанию), но и в объективно-онтологическом плане, т.е. явлению идеи; 6) анагогическую (возвышающую), поскольку, по определению Седьмого Вселенского собора, «глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу»; 7) декоративную (или эстетическую), на которую обращал внимание ведущий идейный противник иконоборчества Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.).

 



 
PR-CY.ru