Словарь по христианству И ИННОКЕНТИЙ III

ИННОКЕНТИЙ III

ИННОКЕНТИЙ III (Лотарио, граф Сеньи; 1160–1216 гг.) – папа Римский с 8 января 1198 г. по 16 июля 1216 г. Лотарио приходился племянником папе Клименту III (1187–1191 гг.), получил начальное образование в Риме, изучал богословие в Париже и юриспруденцию в Болонье, став одним из самых известных знатоков теологии и права своего времени. Вскоре после смерти папы Александра III (1159–1181 гг.) Лотарио вернулся в Рим, занимая при последующих папах различные духовные посты; Григорий VIII (октябрь–декабрь 1187 г.) сделал его поддьяконом, а Климент III – кардинал-дьяконом (в 1190 г.). Во время понтификата Целестина III (1191–1198 гг.) из рода Орсини (злейших врагов Сеньи) кардинал Лотарио находился в изгнании, жил в Ананьи, занимаясь размышлениями и литературным творчеством. Тем не менее, перед смертью Целестин III убедил кардиналов избрать новым папой именно 37-летнего Лотарио. Без видимого желания тот принял тиару и взял имя Иннокентий III. Новый папа отличался не только глубокими богословскими и юридическими знаниями, но и чутьём реальности и неукротимой энергией, смягчённой сознанием лежащего на христианском пастыре долга и высоким представлением о пастырском сане. Аскет и глубоко религиозный человек, он был настолько занят многочисленными делами и задачами папства, что «не имел времени думать о небесном, даже дышать; живя для других, почти забывал о себе самом». Его деятельность была одновременно направлена и на мелкие церковные дела, и на заботы о Римской области, и на борьбу с еретиками, на осуществление Крестового похода, на воссоединение церквей и на сложные политические отношения Европы. Иннокентий III поставил задачу реализовать за время своего понтификата три основные цели: вернуть в лоно христианства Святую землю (Палестину), провести реформу церкви, искоренить ереси. Как и его предшественники, он ревностно относился к вопросу освобождения Святой земли, инициировал четвёртый и пятый Крестовые походы, завершившиеся неудачей. Четвёртый поход (1202–1204 гг.), результатом которого стал временный захват Константинополя и создание там латинского патриархата, окончательно закрепил схизму 1054 г. между Восточной и Западной церквами. Пилигримы вместо битвы за Гроб Господень ввязались в византийские распри и в 1204 г. разграбили Константинополь, а на месте Византии была основана Латинская империя во главе с Бодуэном Фландрским (Иннокентий III был расстроен тем, что крестоносцы отклонились от первоначальной цели, но изменить что-либо было уже не в его силах). Тогда же папа указал новую цель рвению христиан – христианизацию и завоевание придвинской области. Иннокентий III отстаивал идею теократии и превосходства папской власти над властью королевской; первым объявил Римских пап «викариями Иисуса Христа»; называя себя «викарием Христа и Бога», он считал, что ему дана вся власть над миром. Будучи сторонником централизации церковного управления, папа способствовал укреплению жёсткой иерархической структуры католической церкви. Он занял в церкви положение неограниченного монарха, превращая Соборы в молчаливо одобряющие его решения собрания, вмешиваясь в мельчайшие церковные дела, по своему желанию раздавая бенефиции, определяя права митрополитов и епископов, смещая и назначая их; юридически он закрепил это папское самоопределение опубликованием своих декреталий (1210 г.). Идеалом Иннокентия III было слияние церкви и государства: царство должно быть святительственным, святительство – царственным. Во главе всех государств должен стоять наместник Христа, который обладает правом на безусловное повиновение земных государей, в случае ослушания являющихся осквернителями храма и язычниками. Государство папа считал человеческим созданием, в противоположность созданной Богом церкви. Духовная власть – это солнце, от которого получает свой свет луна – земное государство. Укрепляя папскую власть и под видом заботы о поддержании нравственности вмешиваясь в государственные дела, папа созвал Четвёртый Латеранский собор, который открылся 15 ноября 1215 г. в монастыре Сакро Спекко (Субьячо, Италия), определившего учение о христианских таинствах и принявшего ряд канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства и действующих в католицизме и поныне.

 



 
PR-CY.ru