ИКОНОПИСЬ - Страница 2

Отсюда – запрет на изображение не только Бога, но и Его творений: людей, животных и растений. Однако тотальный запрет на любые изображения делал невозможным развитие живописи и скульптуры, препятствовал раскрытию соответствующих творческих дарований, а значит – и появлению таких людей, у которых не только мог возникнуть соблазн нарушить запрет, но и формировались бы необходимые для этого творческие навыки. Важность этого запрета не ослабевала из-за постоянного свидетельства живущих по соседству эллинов и римлян, в большом количестве создающих изваяния своих антропоморфных богов (идолов). Поэтому христианское сознание, воспитанное на библейских текстах, видело в иконопочитании прямое сходство с идолопоклонством. Если же возводить историю иконописания к евангелисту Луке, то необходимо признать, что он не был евреем. Его называют врачом, и Лука вряд ли рисовал изображения, чтобы им поклонялись. В лучшем случае, это могли быть иллюстрации евангельских историй, тем более что в такой форме проповеди новой веры отсутствует языковой барьер. Однако для написания икон необходимо было иметь навыки рисования, которые нельзя было приобрести в иудейской среде, поскольку еврейская традиция очень осторожно относилась к различным изображениям, особенно на библейские сюжеты. Но в среде греческого мира изобразительное искусство имело вековые традиции и всячески поощрялось. Рациональный смысл в распространении новых религиозных представлений в языческой среде при помощи икон, несомненно, был: видя изображение Спасителя, люди могли верить в силу этой иллюстрации так же, как они верили в силу слова (написанного или произнесённого). Более того, именно зрительное восприятие могло создавать ощущение новизны веры, реальности того, что проповедовалось: незримое в зримом; а также способствовать стремлению отгородиться от Торы. По указу императора Клавдия I (41–54 гг.) из Рима были высланы все евреи, в том числе и иудеохристиане, а все верующие из язычников той эпохи воспитывались на отрицании иудейства из-за постоянных гонений на них со стороны иудеев. Многие из гонителей-иудеев не очень хорошо знали язык Танаха, но им было очень неприятно, что язычники им же говорят об их Боге, извращают весть о близости Царства Божьего и о приходе Мессии. И тем более неприятно было, что Бога, которого «не видел никто и никогда», Спасителя мира, Господа всей вселенной эти язычники самонадеянно изображают как своего идола. Это была кощунственная профанация самого сакрального в древней иудейской вере, и это не могло не вызвать озлобления против христиан. Греческая философия тоже пыталась понять еврейского Мессию со своей точки зрения, «адаптировать» Его в свою культуру. В немалой степени этому способствовал наглядный образ Христа, помогал лучше формулировать богословскую мысль христианства. Тем более что в то время были очень популярны апокрифы с яркими описаниями жизни Иисуса, его Матери, ангелов и демонов, святых и праведников, а также всевозможных чудесных историй. И если это было нужно необразованным христианам, которым трудно было усвоить отвлечённое, умозрительное постижение идеи Бога, то пусть будет так, решили проповедники.  Из первых веков христианства до нас дошло немало условных или символических изображений Христа, Богоматери, ангелов и святых, однако ясных и понятных – очень мало.

 



 
PR-CY.ru