ИОАСАФ, Иоанн Владинтер

ИОАСАФ, Иоанн Владинтер (ум. в 1437 г.) – митрополит Эфесский, византийский церковный дипломат и писатель. Хотя сведения о жизни Иоасафа чрезвычайно скудные, однако Александр Коракидис убедительно, по мнению исследователей, показал, что дипломат Иоанн Владинтер «с Пелопоннеса» и «великий протосинкелл и иеромонах» Иоасаф, сведения о церковно-дипломатической деятельности которых содержатся в «Воспоминаниях» о Ферраро-Флорентийском соборе Сильвестра Сиропула, – одно и то же лицо. Иоасаф родился в последней четверти XIV в. на полуострове Пелопоннес и в молодом возрасте поступил на службу к морейским деспотам. Иоасаф, владевший латынью, участвовал в ряде дипломатических посольств на Запад (в 1418 г. в Констанц, в 1419 и 1421 гг. во Флоренцию). В 1423/1424 г. принял монашество с именем Иоасаф, был рукоположён во иерея. В 1423–1431 гг. пребывал в Константинопольском монастыре Продрома, в 1431 г. стал его настоятелем и оставался им до 1433 г., когда был возведён в сан митрополита Эфесского. Сильвестр Сиропул сообщает, что Иоасаф входил в состав посольств к папам Мартину V (1417–1431 гг.) и Евгению IV (1431–1447 гг.), которые вели переговоры о созыве Собора с целью объединения Западной и Восточной церквей. В 1435 г. Иоасаф вместе с Ираклийским митрополитом Антонием представлял архиереев на переговорах в Константинополе с послами Базельского собора (1431–1449 гг.), на которых обсуждался принятый в Базеле декрет о созыве Вселенского собора; Иоасаф принял участие в написании нового варианта введения к декрету. В 1436 г. Иоасаф был назначен местоблюстителем Антиохийского патриарха на предстоящем униональном Соборе. В апреле следующего года Иоасаф умер, его преемником на кафедре Эфесской митрополии по настоянию императора Иоанна VIII Палеолога стал Марк Евгеник. Все шесть сохранившихся сочинений Иоасафа изданы. Два сочинения принадлежат времени, когда Иоасаф был мирянином: «О характере [надгробной] речи» Мануила II Палеолога его брату деспоту Феодору I Палеологу и «Надгробные стихи к Иоанну Нотаре». Остальные сочинения были написаны после 1424 г.: «Толкование молитвы “Всесвятая Троица”» (около 1424 г.; гомилия на «Свете тихий», сопровождается пространным посланием к некоему «монаху Нилу» (между 1424 и 1431 гг.); «Вопросоответы к Георгию Дразину» (около 1430 г.). «Вопросоответы» исследователи называют наиболее известным сочинением Иоасафа, они имеют литургико-канонический характер и затрагивают широкий спектр богослужебных, канонических и пастырских проблем. В силу практической направленности «Вопросоответы» получили широкое распространение в Греческой церкви. Кроме того, восемь «Вопросоответов» вошли в составе приложения в славянский «Номоканон», который был впервые издан в 1620 г. в Киеве Павмой (Берындой) и до сих пор издаётся в РПЦ в составе Большого Требника.

 
PR-CY.ru