ИКОНИЙ, Икония

ИКОНИЙ, Икония, ныне Конья – город в Малой Азии (современная провинция Конья, Турция), место проповеди святого апостола Павла и образования одной из древнейших христианских общин. Основан фригийцами; впервые упоминается в сочинении Ксенофонта «Анабасис» как самый восточный город Фригии (401 г. до н.э.); в то время Иконий входил в состав сатрапии Каппадокия Персидской державы. После завоеваний Александра Великого и распада его державы в конце IV в. до н.э. Иконий вошёл в состав государства Селевкидов. В 188 г. до н.э., после разгрома селевкидской армии Римом и его союзниками в битве при Магнесии (ныне Маниса), Иконий, как и основная часть Центральной Анатолии, был передан Пергамскому царству. В 133 г. владения Пергама отошли Риму, Иконий стал частью провинции Асия. Город постепенно эллинизировался, получил статус полиса; к I в. н.э. в городе образовалась большая иудейская община. С 25 г. по III в. Иконий был в составе провинция Галатия. При императоре Клавдии (41–54 гг.) получил наименование Клавдиконий, которое не прижилось. В римскую колонию Иконий был преобразован, как полагают исследователи, при императоре Адриане в 130 гг. и получил официальное название Colonia Aelia Hadriana Augusta Iconiensium. Святой апостол Павел посещал Иконий дважды во время первого и второго путешествий (Деян. 13:51, 14:1, 16:1–2). По примеру иудейской общины Икония обитатели соседней Листры (ныне Золдера) побили апостола камнями (Деян. 14:19–20). После проповеди апостола Павла была образована христианская община Икония, состоявшая как из иудеев, так и из греков (Деян. 14:1); некоторые члены общины упоминаются в «Послании к Римлянам» (Рим. 16:21, 22), в том числе апостол от 70 святой Тертий, который был одним из первых епископов Икония. Раннее церковное Предание связывает с Центральной Анатолией историю жизни и исповедания веры святой равноапостольной Фёклы, ученицы апостола Павла (память 24 сентября). Иконий, как полагают исследователи, уже во II в. стал местом особенного почитания этой святой. Между 230 и 235 гг. в Иконии состоялся Собор епископов ряда областей Малой Азии, который принял постановление о необходимости перекрещивать еретиков, в особенности монтанистов, приходящих в церковь. Один из участников Собора, епископ Фирмилиан Кесарийский, сообщил о Соборе в письме Киприану Карфагенскому. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории», в рассказе о временах правления императора Галлиена (253–268 гг.), упоминает кафедру Икония и епископа Никомаса в числе «наиболее выдающихся» на Востоке наряду с кафедрами Кесарии Каппадокийской и Неокесарии Понтийской, Тарса, Иерусалима и Кесарии Палестинской. Около 256 г. Иконий был разорён персидскими войсками, однако его значение как административного центра внутренней Анатолии продолжало возрастать. В результате реформы императора Диоклетиана на рубеже III и IV вв. Иконий вошёл в состав провинции Писидия и стал вторым по значению городом. В 370 гг. Иконий – центр организованной новой провинции Ликаония, которая объединила части территорий Писидии, Фригии и Каппадокии.

 



 
PR-CY.ru