ИОАНН, АНТИОХ, АНТОНИН, МОИСЕЙ, ЗЕВИНА, ПОЛИХРОНИЙ, МОИСЕЙ, ДАМИАН

ИОАНН, АНТИОХ, АНТОНИН, МОИСЕЙ, ЗЕВИНА, ПОЛИХРОНИЙ, МОИСЕЙ, ДАМИАН (конец IV – первая половина V в.) – сирийские пустынники, о подвигах которых рассказывается в «Истории боголюбцев» (около 444 гг.) Феодорита Кирского,  преподобные (память 23 февраля). В главе 23 этого сочинения повествуется об Иоанне, Антиохе, Антонине и о Моисее. Иоанн 25 лет подвизался на утёсе, обдуваемом северными ветрами, перенося холод. Отличался кротостью, соблюдал строгий пост и носил железные вериги. Не желая потакать человеческим слабостям, Иоанн велел срубить миндальное дерево, посаженное одним из паломников рядом с местом его отшельничества, чтобы оно не давало ему тени и не радовало своей красотой. Столь же строгую аскетическую жизнь вели Моисей на высокой вершине близ Рамы и два старца – Антиох, устроивший себе ограду в пустынном месте, и Антонин, «подвизающийся, подобно молодым». В главе 24 «Истории боголюбцев» рассказывается о Зевине, Полихронии, Моисее и Дамиане. Пребывая в монашеских трудах, Зевин дожил до глубокой старости и умер прежде рождения блаженного Феодорита (т.е. раньше 393 г.). Он превосходил своих современников усердием в молитве, проводя в молитвенном стоянии дни и ночи. Зевин отличался страннолюбием. Преподобный Марон (память 14 февраля) называл Зевина «отцем, учителем и образцом всякой добродетели». Подвижник был погребён в Китте, от его мощей происходили исцеления, и вскоре над его могилой был построен храм. Учеником Зевина, который вёл такую же подвижническую жизнь, был Полихроний, которого Феодорит Кирский знал лично. Не желая носить вериги, чтобы не возгордиться, Полихроний во время ночных молитв, когда его никто не видел, возлагал себе на плечи тяжёлый корень дуба. Он при жизни сподобился дара чудотворения (в том числе по его молитве пустой сосуд наполнился елеем). Полихроний, обладая великим смирением, падал ниц перед каждым из приходящих к нему, кем бы тот ни был – воином, ремесленником или крестьянином. «Бедность он предпочитал всем царствам мира», поэтому не принимал пожертвований, отослав назад даже накидку из козлиной шкуры, дар преподобного Иакова Нисибийского. Исследователи предполагают, что Полихроний скончался в 427–431 гг. Келейниками Полихрония были Моисей и Дамиан. После смерти наставника Дамиан удалился в Ниару, где затворился в небольшом строении на гумне и питался только размочённой в воде чечевицей. Первоначально память сирийских отшельников отмечалась 13 января и 1 марта, но впоследствии преобладающее значение получило 23 февраля. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец Х в.) под 23 февраля помещён рассказ, заимствованный из главы 23 «Истории боголюбцев», а под 24 февраля находится рассказ об остальных отшельниках. При этом Иоанн назван учеником преподобного Лимния (память 22 февраля), тогда как у Феодорита Кирского говорится только, что он «такому же образу жизни возревновал» (кроме холода, который терпел подвижник, упоминается также зной). В греческих стишных Синаксарях под 23 февраля объединены сведения обо всех преподобных.

 
PR-CY.ru