ИЛАРИЯ

ИЛАРИЯ – согласно восточной агиографической традиции, старшая дочь византийского императора Зинона (474–475, 476–491 гг.), подвизавшаяся под именем Иларион в Скиту в Египте (память в Коптской церкви 21 тобе (16 января)). Сказание об Илирии, по мнению исследователей, было записано в Скиту в начале VII в. на коптском языке. Впоследствии его арабская версия вошла в двух вариантах, пространном и кратком, в копто-арабский «Синаксарь» (XIII–XIV вв.), а также стала источником эфиопского синаксарного сказания. Существуют сирийская версия и две другие арабские версии, сохранившиеся на каршуни, а также коптская поэма об Иларии. В научный оборот сказание было введено Эмилем Клеманом Амелино, который опубликовал фрагмент коптской версии и перевод пространной арабской синаксарной версии. Фрагменты коптского сказания издавались разными учёными в конце XIX – начале XX вв. А. Венсинк опубликовал английский перевод и частично оригиналы всех известных версий сказания (коптскую – в переведённых фрагментах) и попытался определить между ними взаимосвязи, которые, по замечанию П. Петерса, оказались нетипичными для восточной агиографии. Полный текст коптского сказания был издан Дж. Дрешером по единственной рукописи IX в. с учётом всех известных фрагментов. Согласно сказанию, Илария, желая вести монашеский образ жизни, в юном возрасте тайно покинула Константинополь и прибыла в Александрию, а оттуда в Скит, где подвизалась под руководством аввы Памво (преподобный Памва). Она жила под именем Иларион-евнух, и её наставнику лишь спустя три года было открыто, что она женщина. Император Зинон считал Иларию погибшей. По прошествии девяти лет его младшая дочь Феописта оказалась подверженной беснованию. Император, не найдя способа её излечить, отправил девушку в Скит, где она исцелилась по молитвам Иларии. Вернувшись, Феописта рассказала отцу об исцелившем её монахе и его трогательном к ней отношении. Зинон, смутившись этим, вызвал Иларию в Константинополь, где ей пришлось открыться отцу, предварительно взяв с него обещание, что он отпустит её обратно в Скит. После этого Илария до своей кончины провела в подвигах ещё 12 лет. Авва Памво похоронил её в монашеских одеждах и, открыв братии её тайну, записал сказание о её жизни. По мнению исследователей, предание об Иларии не имеет под собой исторического основания (у императора Зинона не было дочерей). Ещё в 1888 г. Оскар фон Лемм высказал предположение о его зависимости от древнеегипетской легенды о царевне Бент-Реш (Дочь радости), имя которой соотносится с именем Иларии (Радость). Дж. Дрешер счёл гипотезу фон Лемма неосновательной и предложил рассматривать сказание об Иларии как восточный вариант распространённого агиографического повествования, героиня которого, имея знатное происхождение, тайно покидает дом и подвизается в монастыре в мужском образе (преподобномученица, преподобные Евфросиния, Пелагия; особенно близкое сходство с преподобной Аполлинарией). По мнению Мишеля ван Эсбрука, этот сюжет был использован коптами для создания одного из символических повествований, в которых христианские святые олицетворяют различные религиозно-политические силы. В историческом плане идеализация фигуры императора Зинона, пытавшегося примирить православных и монофизитов, свидетельствует о том, что византийская власть продолжала восприниматься коптами как законная в случае её промонофизитской (православной, с точки зрения коптов) настроенности. Почитание Иларии известно исследователям лишь в восточных неправославных церквах: Коптской, Эфиопской и Сирийской яковитской. В сиро-яковитских календарях память Иларии отмечена 13 января, в «Мартирологе» Раббана Слибы – 27 ноября, причём в качестве монашеского имени Иларии указано имя Иоанн.

 
PR-CY.ru