ИОНА и ВАРАХИСИЙ

ИОНА и ВАРАХИСИЙ (ум. около 327 г.) – мученики Персидские (память 28 марта; память в Византийской церкви 29 марта). Вместе с другими христианами пострадали за веру ещё до начала эпохи великих гонений в Иране при сасанидском шаханшахе Шапуре II (309–379 гг.). История их мученичества была издана с латинским переводом в «Деяниях восточных мучеников» Стефаном Эводием Ассемани (1748 г.), только сирийский текст – в сборниках жизнеописаний Халдейских и Персидских мучеников Полом Беджаном (1891 и 1912 гг.). События были изложены на основании свидетельств очевидца (всадника из царской свиты) Исаии, сына Хаддабу из Арзана (Арзанены), но в VII в. текст подвергся литературной обработке (в новой редакции он сохранился до наших дней). В исследовательской литературе существует несколько скептическое отношение к этой версии, поскольку в тексте прослеживаются параллели с не заслуживающим доверия с исторической точки зрения повествованием об Эдесских мучениках Гурии, Самсоне и Авиве. При этом сам факт казни Ионы и Варахисия, а также их товарищей в Арзане у исследователей не вызывает сомнений. Помимо сирийской сохранилась также греческая версия Мученичества, которая сейчас известна исследователям в двух редакциях (каждая из них представлена только одной рукописью), изданных Ипполитом Делеэ. Первая редакция является более древней, и её автором (так же как и в сирийской версии) назван Исаия; вторая, анонимная версия представляет собой переработку первой. Латинский перевод изначального греческого текста был осуществлён Алоизио (Луиджи) Липпомано в XVI в. и приведён также в «Acta Sanctorium». Иона и Варахисий, как и мученики из Эдессы, были родом из Северной Месопотамии, из пограничных с Византией районов. Согласно сирийскому Мученичеству, на 18-м году правления шаханшаха Шапура, царя персов, в этих областях начались гонения на христиан. Об этом стало известно двум благочестивым братьям – Ионе и Варахисию из селения Бет-Аса, ещё не затронутого преследованиями. Род занятий и социальный статус братьев в источнике не уточняются; в греческой версии сообщается только, что они были монахами. Узнав о несчастьях, постигших их единоверцев, Иона и Варахисий отправились на поиски лагеря христианских пленников. Найдя его в некоем селении, братья попросили стражу их пропустить, и им было разрешено навестить арестованных. Среди пленников были стойкие мужи, которые не изменили христианству. Иона и Варахисий ободряли их и толковали им Священное Писание. Благодаря поддержке братьев эти люди достойно приняли мученическую смерть. Источник фиксирует факт казни и приводит список девяти казнённых в порядке их гибели: «Сначала Забина, второй – Лазарь, далее – Марут (Маруф), Нарсай, Илия, Махри (Мари), Хабиб (Авив), Саба (Савва), Шамбайта». В греческом тексте имена мучеников имеют несколько иное написание, и именно в этом варианте они вошли в Синаксари и Минологии, и под такими именами святые почитаются Русской православной церкви: Занифа (Занифан), Лазарь, Маруфа (Маруфан), Нарса (Нарсин), Илия, Мар (Марин), Авив, Сивеиф (Сивефин) и Савва.

 



 
PR-CY.ru