ИРАКЛЕОН

ИРАКЛЕОН (II в.) – гностик, автор первого известного исследователям комментария к Евангелию от Иоанна. Сведения о его жизни не сохранились. Исследователи полагают, что он принадлежал к школе гностика Валентина (см. ст. Гностицизм). У исследователей нет единого мнения о времени и месте проповеди Ираклеона: возможно, он учил в Александрии, Риме или каком-либо из городов Южной Италии в середине или во второй половине II в. Ириней Лионский (конец II в.) в трактате «Против ересей» упоминает Ираклеона после опровержения учения Валентина об эманациях эонов, сообщая, что учения Ираклеона и гностика Птолемея проистекали от учения Валентина, подобно эонам, проистекающим от Отца всего. Согласно Клименту Александрийскому (рубеж II и III вв.), Ираклеон принадлежал к школе Валентина. Ориген (первая половина III в.) также говорит о том, что Ираклеон был ближайшим учеником Валентина. Ученики же Ираклеона во времена Оригена находились в Александрии. В «Опровержении всех ересей», автором которого считается мученик Ипполит Римский (первая половина III в.), Ираклеон упоминается в одном ряду с Симоном Магом, Валентином, Секундом и Птолемеем. При этом отмечается, что учение у них было разное, хотя источник (греческая языческая философия) – один и тот же. Ираклеон и Птолемей возглавляли группы последователей Валентина в Италии, тогда как Вардесан и Аксионик – на Востоке. По словам Тертуллиана (начало III в.), Ираклеон был преемником Птолемея, а его учение было связано с учением Валентина, хотя, подобно Птолемею, он и отделился от Валентина. Противники Ираклеона и Птолемея продолжали называть их валентинианами, хотя они это имя не принимали. В антиеретическом трактате, приписываемом Тертуллиану, отмечается, что Ираклеон думал так же как Валентин, но хотел казаться отличным от него, вводя новые формулировки. У Епифания Кипрского (конец IV в.) говорится, что Ираклеон был учеником Колорваса, который принадлежал к школе Валентина, но на него также повлияло учение гностика Марка. 48 цитат из комментария Ираклеона к Евангелию от Иоанна (к Ин. 1:1–7, 19–29; 2:12–25; 4:13–54; 8:19–53; 11:39–57; 13:2–33) сохранилось в составе толкования Оригена на это Евангелие. Каковы были объём, характер и цель комментария Ираклеона, исследователи установить точно не могут. Высказывались предположения о том, что Ираклеон не писал толкования, но лишь сделал примечания к евангельскому тексту. Однако одной из целей Оригена было опровергнуть именно толкования Ираклеона. Две цитаты у Климента Александрийского свидетельствуют о том, что Ираклеон толковал и Евангелие от Луки (Лк. 12:8–11; Лк. 3:16–17). Некоторые исследователи отмечают, что не все цитаты у Оригена взяты из одного и того же произведения, поскольку Ираклеон в ряде случаев обращается к другим книгам Священного Писания не для прояснения Евангелия от Иоанна, а толкует эти тексты сами по себе. На основании аллюзий и отсылок в цитатах Ираклеона исследователи предполагают, что ему были известны книги «Бытие», «Книга Притчей Соломоновых», «Книга пророка Исаии», Евангелия от Матфея и от Марка, «Послание к Римлянам», «Первое послание к Коринфянам», «Послание к Евреям», вероятно, «Второе послание к Тимофею» (хотя из этого не следует, что он писал отдельные толкования на все перечисленные книги).

 



 
PR-CY.ru