ИБН ДЖАРИР Абу Наср Яхья

ИБН ДЖАРИР Абу Наср Яхья (ум. после 1079/1080 г.) – богослов Сирийской яковитской церкви. Происходил из Тагрита, большую часть жизни провёл в Багдаде, где стал учеником Ибн Зуры (ум. в 1008 г.), изучал перипатетическую философию (см. ст. Перипатетики) и диалектику (философская школа Яхьи ибн Ади). В 1057/1058 г. совершил паломничество в Константинополь к Нерукотворному образу Спасителя на убрусе. Ибн Джарир – автор богословского компендиума «Руководитель», который исследователи встречают в рукописях также под заглавиями «Светильник», «Книга руководства в науке познания и христианской веры». Критическое издание текста отсутствует; отдельные главы были изданы Уильямом Кьюртоном (1865 г.), Луисом Шейхо в журналах «аль-Машрик» (1913 г.) и «аль-Хикма» (1927/1928 г.; 1930 г.) и яковитским Антиохийским патриархом Ефремом I Бар Саумом в «Патриаршем журнале» (1935 г.; 1939 г.). Существуют переводы главы 1 на немецкий язык Г. Графа и глав 29–31 на французский язык Габриэля Хури-Саркиса. В настоящее время над публикацией ряда глав работают Х. Самир и Р. Джабр Муавад. Книга состоит из 54 глав; несмотря на то что в последовательности глав и рассмотрении проблем нет ярко выраженного порядка и взаимосвязи, исследователи отмечают, что первая глава пропедевтическая и по преимуществу затрагивает вопросы естественного богопознания, Божественного Откровения, а также оправданности научного обоснования религии (где в наибольшей степени проявляется влияние школы Яхьи ибн Ади); затем, в догматической части, обсуждаются проблемы, связанные с христологией и домостроительством спасения; в последующих главах, посвящённых сравнению Ветхого и Нового Заветов, акцент сделан на утверждении истинности христианства и его превосходства над иудаизмом; далее помещён разбор многочисленных аспектов церковно-практической жизни (устройство и чин освящения храма, церковная иерархия, облачения, миро, крещение, брак, покаяние, молитвы, светильники, пост и др.); в последних четырёх главах рассматривается практика совершения евхаристии. Автор стремился создать апологию христианства, направленную, прежде всего, против ислама, а также против иудаизма. Исследователи считают книгу ценным источником для изучения богословия и истории не только Сирийской яковитской церкви, но и несторианской, мелькитской (православной), коптских и армянских общин, с обычаями и практикой которых Ибн Джарир был, по мнению исследователей, непосредственно знаком. По его мнению, разделение восточных христиан на несториан, яковитов и мелькитов существует лишь на вербальном уровне, а их богослужение и церковная жизнь основаны на одном и том же учении. Глава 31 книги широко использовалась коптским писателем аль-Мутаманом Абу Исхаком ибн аль-Ассалем (см. в ст. Ассалиды) при составлении «Свода основ религии» (около 1260 г.). В учении о евхаристии Ибн Джарир уделяет внимание названию и значению таинства; подчёркивает, что евхаристические Хлеб и Вино являются не подобиями и образами Христа, но Его истинными Телом и Кровью; указывает на сакраментальный характер евхаристии; обосновывает использование яковитами для евхаристии квасного хлеба, приготовленного с добавлением соли и масла; анализирует чинопоследование литургии; указывает на необходимость подготовки к причащению (с обязательным соблюдением евхаристического поста) и рассматривает, какое воздействие таинство оказывает на верующего. Ибн Джарир является переписчиком древнейшей и лучшей копии сочинения аль-Фараби «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», которую он сопроводил глоссами на сирийском и арабском языках. Сочинения Ибн Джарира по медицине, астрономии и историографии не сохранились.

 
PR-CY.ru