ИЛИОДОР и ДОСА

ИЛИОДОР и ДОСА (Дисан) – священномученики Персидские (память в Греческой церкви 20 августа, 9 апреля, вместе с ними и другие мученики), которые пострадали в 362 г. при Шапуре II (309–379 гг.). Мученичество сохранилось на сирийском и греческом языках. Автор сирийского текста – Марута, епископ Майферкатский (вторая половина IV – начало V вв.), дважды побывавший в Иране и убедивший шаха выдать останки мучеников для погребения в Майферкате (в верховьях реки Тигр). Cогласно сирийскому Мученичеству, в 53 г. правления Шапура II (362 г.) иранские войска вторглись в римские владения и штурмом взяли крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в реку Тигр. Об этой военной кампании (360–362 гг.) повествует церковный историк V в. Созомен. Персы разрушили стены крепости, убили многих защитников, 9 тыс. пленных мужчин и женщин увели с собой. В их числе оказались епископ Илиодор, пресвитеры Доса и Мариав, а также диаконы и монахи. Пленников направили в Бет-Хузайе (Хузестан), область в Юго-Западном Иране. По пути следования, в Дастагерде (в 90 км к северо-востоку от Багдада), Илиодор тяжело заболел, рукоположил во епископы Досу и сделал его главой всех христиан. Вскоре Илиодор скончался. Продолжая путь, пленники ощущали себя единой церковью, молились и пели хором псалмы. Песнопения христиан раздражали персов-зороастрийцев, и те донесли о происходившем мобеду Адарфарру (Адурфарзгерду), который отличалуся особой жестокостью в обращении с иноверными. Тот, в свою очередь, обратился к Шапуру, назвав Досу главным зачинщиком. Шах через мобеда и начальника гвардии приказал запретить христианам посещать своего духовного главу, т.е. Досу. Повинуясь приказу, иранские вельможи попытались склонить пленников к вероотступничеству. После неудачной попытки стража из сотни всадников и 200 пеших воинов отобрала из всех христиан 300 наиболее стойких, в их числе епископа Досу, Мариава, диаконов и монахов. Их доставили в горную область Масабадан (на западе современного Ирана), где предъявили ультиматум: либо они примут зороастризм, либо их ждёт смертная казнь. Вдохновлённые речью Досы, который заявил, что, хотя враги залили землю кровью, они не смогут сокрушить дух верующих, 275 пленников предпочли мученическую смерть, 25, отступив от христианской веры, сохранили жизнь. Cреди спасённых оказался и диакон Авдишо (греч. форма имени – Авдисий), т.к. рана от меча была неглубокой. Он и приютивший его бедняк ходили на место казни мучеников и заботились об их достойном погребении. Обнаружив тела Досы, Мариава и нескольких священников, они переправили их в горы, вырыли небольшую пещеру и положили внутрь, а вход завалили большими камнями. Однако староста селения из боязни быть обвинённым в пособничестве иноверцам арестовал и казнил Авдишо. Авдишо может быть отождествлён с Авдикием, мучеником Персидским, чья память под 10 апреля отмечается вместе с мучениками Иаковом и Азаданом (см. ст. Иаков, Азадан и Авдикий, мученики Персидские). Только в сирийском тексте упомянут сан Авдишо. Текст греческих источников о мучениках в целом совпадает с текстом Мученичества, дополненного некоторыми деталями. Илиодор, Доса, а также Мариав и Авдишо упомянуты в анонимном греческом энкомии Ии, мученицы Персидской, пострадавшей при Шапуре II (энкомий сохранился в рукописи X–XI вв.). Однако сирийское Мученичество Илиодора и других не упоминает мученицу Ию, поэтому исследователи предполагают интерполяцию имён мучеников в греческой энкомии.

 
PR-CY.ru