ИСИДОР ГНОСТИК

ИСИДОР ГНОСТИК (вторая четверть II в.) – еретик, родной сын и ученик гностика Василида (см. в ст. Гностицизм). От сочинений Исидора Гностика сохранились только заглавия и несколько цитат в составе «Стромат» Климента Александрийского. В сочинении «О приросшей душе» (лат. «De anima adhaerente»), по словам Климента Александрийского, Исидор Гностик, «подобно пифагорейцам», рассуждал о двух душах (или о двусоставности души) в человеке, а также о том, что нельзя считать страсти чем-то внешним по отношению к человеку и овладевшим им насильно (в противном случае у грешников было бы самооправдание для их злых дел) и что необходимо побеждать злые страсти с помощью разумной души (исследователи полагают, что он основывался на некоторых рассуждениях Платона). В сочинении «Этика» Исидор Гностик затрагивал тему христианского брака и воздержания. Судя по сохранившимся фрагментам, он толковал Мф. 19:10–12 или 1 Кор. 7:9 (слова о том, что происходит по природе и что по необходимости). Однако какой именно совет он давал ученикам, воздержание или отказ от него, исследователям понять трудно, поскольку Епифаний Кипрский приводит цитату из сочинений Исидора Гностика, сохранившуюся у Климента Александрийского, в иной форме. Некоторые исследователи видели в учении Исидора Гностика влияние философии Эпикура. В сочинении «Толкования на пророка Пархора» (в двух книгах) Исидор Гностик рассматривал вопрос о соотношении пророчества и философии, доказывая, что источником мудрости является откровение, а философия вторична по отношению к нему. В качестве примера он упомянул некое «пророчество Хама», которое якобы цитировал Ферекид Сиросский. Хотя пророк Пархор (Parcus) упоминается вместе с Буддой и Лабдаком, сыном Митры, в ряде источников о манихействе, исследователи полагают, что это – вымышленное лицо (Евсевий Кесарийский отмечал, что Василид и его последователи специально придумывали имена никогда не существовавших пророков). По свидетельству Ипполита Римского, Исидор Гностик, как и Василид, связывал своё учение с тайным откровением апостола Матфия, который получил его от Спасителя. По мнению исследователей, некоторые цитаты из сочинений Исидора Гностика сохранились у Климента Александрийского как мнения «последователей Василида»: о вере, о страхе Божьем, о страстях, которые «прирастают к душе», о браке, о воле и наказании, о каре Господней и перевоплощении душ.

 
PR-CY.ru