ИСИХАСТЫ

ИСИХАСТЫ (это слово на русский язык дословно может переводиться как «молчальники», «безмолвники» или «пребывающие в покое») – монахи-подвижники, молчальники, которые проходят сложнейший аскетический путь (по древнегречески аскеза – это упражнение). Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий – нетварного света. Исихасты появились одновременно с появлением монашества как такового. Наставлениями о безмолвии полны древние отечники и митериконы. Исходный пункт всех построений в этой области: «Муж мудрый безмолвие видит». Очень рано подвиги безмолвия начинает ценить центр восточного монашества – Афон. Теории исихазма особенно расцвели в XIV в. Классическое описание техники исихазма даёт уже в XI в. монах Ксерокерского монастыря в Константинополе Симеон: «Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок твой на грудь твою и устреми чувственное и душевное око твоё на пупок свой; далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышат, и отыщи глазами приблизительно то место сердца, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твоё; но когда проведёшь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видал, увидишь весьма ясно, что вокруг сердца твоего распространяется божественный свет». Противник исихастов, калабрийский монах Варлаам, окрестил это своеобразное любомудрие насмешливым названием «пупоумие» (или «пуподушие»). Защитником исихазма выступил Григорий Палама. Его воззрения и воззрения его сторонников, как они были сформулированы на Соборе 1341 г., осудившим Варлаама, сводятся к следующему. Бог по существу един, но в Нём много энергий. К числу таких энергий относится Божья благодать и божественное озарение. Это озарение было в Адаме до падения, но через преступление Адама оно утеряно. Оно потом было явлено на Фаворе, чтобы мы знали, чем были и чем будем. Только это озарение даёт человеку возможность усовершенствоваться по подобию Божию. Достойным Бог подаёт боготворящую благодать, которая есть самобытный свет. Этот свет есть слава Божеского естества и красота будущего века. Её можно видеть телесными очами. Именно к этому стремится исихастская аскетическая практика. Её важнейшей частью является непрестанное творение подвижником про себя Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

 



 
PR-CY.ru