ИОАХИМИЗМ - Страница 2

Евангелие буквы упразднится, чтобы дать место Евангелию Духа… «потому что буква убивает, а дух животворит»… Тогда в лоно церкви войдут отторгнутые её члены, греки и иудеи, и церковь Петрова претворится в церковь Иоаннову. Такова основная схема Иоахима Флорского. В ней было нечто тревожное с точки зрения церкви. Несмотря на позднейшие оговорки Иоахима Флорского, смущало заявление конечности церкви Петровой и принижение Евангелия Христова перед Евангелием Духа, хотя Иоахим Флорский заявлял неоднократно, что под последним он разумеет только высший, духовный смысл того же Евангелия Христа. Идеи Иоахима Флорского почти не получили распространения при его жизни. Церковь осудила на четвёртом Латеранском соборе учение Иоахима Флорского о раздельном действии трёх Ипостасей Святой Троицы, хотя автор их торжественно признан был в особой булле Гонория III «православным мужем» (vir catholicus). После смерти Иоахима Флорского иоахимитское предание побледнело перед ярким фактом францисканской проповеди и было им закрыто. Впоследствии, сопоставляя с учением и судьбами миноритов, а также доминиканцев писания Иоахима Флорского, применили к ним его пророчества о грядущем ордене, к святому Доминику – образ ангела с печатью Бога живого, к святому Франциску – ангела с «вечным Евангелием». Учение Иоахима Флорского воскреснет в средине XIII в., в том ответвлении францисканства, которое присвоит имя спиритуалов. В 1252 г. Герар или Герардино из Борго-Сан-Доннино издал книгу «Введение в вечное Евангелие» (Introductorius ad Evangelium aeternum), где, явно искажая мысль Иоахима Флорского, объявляет «вечным Евангелием» сочинения самого Иоахима Флорского. «Introductorius» вызвал бурю в церкви. Арльский собор 1260 г. осудил ряд положений Иоахима Флорского. Комиссия кардиналов, заседавшая в 1263 г. в Ананьи, сделала из сочинений Герардино и Иоахима Флорского извлечения сомнительных мест, которые церковь и объявила заблуждением. Вера в близящееся царство Духа Святого и вечное (духовное) Евангелие останется характерной чертой секции спиритуалов и в сочинениях Убертино ди Казале, Дольчино и т.д. будет подвергаться разнообразным переработкам. Влияние идей Иоахима Флорского, его мечты об обновлении мира и возрождении церкви Духом Святым исследователи констатируют на многих мистических и еретических движениях XIII и XIV вв.



 
PR-CY.ru