ИНДЕПЕНДЕНТЫ, конгрегационалисты

ИНДЕПЕНДЕНТЫ, конгрегационалисты (от англ. Independent – независимый, самостоятельный) – приверженцы религиозно-церковного течения, представляющего одно из направлений протестантизма; широко распространённая, главным образом, в Англии и Америке, вероисповедная группа, к которой принадлежали представители нескольких сект, считающих, что всякая хотя бы самая малочисленная религиозная община или конгрегация должна пользоваться в делах веры безусловной свободой; в период английской буржуазной революции XVII в. – политическая партия, выражавшая интересы и политические требования радикального крыла буржуазии и нового, обуржуазившегося дворянства, возглавлявшаяся Оливером Кромвелем. В качестве религиозно-церковного течения индепенденты (другое название – браунисты, по имени основателя – Роберта Брауна (около 1550 – около 1633 гг.), конгрегационалисты (сепаратисты) оформились в Англии в 1580–1590 гг. как левое крыло английских пуритан (кальвинистов) и в то же время складывавшейся буржуазно-дворянской оппозиции абсолютизму и господствовавшей англиканской церкви. Индепенденты решительно отвергали всякую церковь, берущую своё начало от государства. В противовес правому крылу пуританизма (пресвитерианам) с их единообразной по форме богослужения и организации церковью, индепенденты выступали за полную автономию каждой общины верующих – конгрегации, считая её авторитарной, самоуправляемой и полностью не зависимой, в том числе и в толковании догматов веры, от каких-либо земных властей, полностью отвергая какое-либо принуждение в делах веры. По мнению индепендентов, не должно быть ни единой национальной церкви, ни всеобщей подати для содержания духовенства, которое должно жить трудами своих рук и добровольными подношениями верующих, общественные школы должны быть лишены церковного характера, и доступ к государственным должностям не должен обусловливаться принадлежностью к одному определённому вероисповеданию. Церковь индепендентов не была единой по вероучению и культу. Под этим названием скрывалось множество общин, которые различались не только религиозными воззрениями, но (что самое важное) – социально-политическими устремлениями верующих. Вероучение индепендентов представляет собой критическое переосмысление кальвинизма и англиканства. Выйдя из пуритан, они отринули церковную организацию кальвинистов, власть пресвитерианских синодов, которую индепенденты считали одним из видов деспотизма, стоящим в одном ряду с деспотизмом папистов и англикан. Духовенства как особого сословия, обладающего особыми правами и иерархически организованного, у индепендентов не было: ссылаясь на пример первой христианской общины, они не признавали между мирянами и духовными той разницы, которую признавали другие церкви. В догматическом отношении индепенденты примыкали по большей части к кальвинизму в несколько смягчённой форме. Впрочем, исследователи отмечают, что среди индепендентов встречалось много различных оттенков, благодаря чему образовалось несколько индепендентских сект (квакеры, левеллеры, милленарии, искатели, ожидатели и др.), от очень умеренных до самых крайних, принимавших иногда сильную социальную окраску.

 



 
PR-CY.ru