ИМЕНА в БИБЛИИ

ИМЕНА в БИБЛИИ. Имена имеют своей целью обозначение и различение предметов. Первоначально они избирались не произвольно, а выражали те отличительные впечатления, которые производились предметами или теми особыми отношениями, в которых они стояли к личности. Как это было в отношении местности и животных, так же было в отношении личностей. С ними связывается воспоминание об обстоятельствах рождения. Так обстояло дело с именами первых родившихся людей, так в библейские времена наречение имени нередко находилось в связи с особыми обстоятельствами, сопровождавшими рождение младенца (в книге Бытие рассказывается, каким образом получили свои имена некоторые из сыновей патриарха Иакова (Якова), например, история рождения Исаака, который вследствие усмешки Сарры получил имя «смех»). Имя также считалось предзнаменованием, как это было в истории Вениамина (быт. 35:18), Навала ( первая книга Царств, 25:25 и др.). В древнейший период наречение имени следовало непосредственно за рождением младенца, однако позже мальчики стали получать имя при обряде обрезания (ср. Лук. 1:59 и 2:21). До вавилонского плена дети, даже в царской семье, не назывались по именам своих родственников: ни один из царей Иудеи, числом двадцать один, не получил имени своих предшественников, и ни один из них не носил имя Давида, основателя династии. Однако сын Ионатана и незаконнорождённый сын Саула назывались одинаково Мефибошет, Мемфивосфей (Мемфибошет) в славянской Библии, – «муж Баала» или «спорящий Баала». Вместо имён предков, ребёнку давалось имя, в состав которого входил элемент имени родителя: например, сыновья Ахитуба назывались Ахией и Ахимелехом. Три представителя семьи Саула носили имена, в состав которых входит слово «baal». Позднее стали прибавлять имя отца: Атниель бен-Кеназ, Эгуд бен-Гера и тому подобные имена. Некоторые имена могли находиться в тесной связи со временем рождения ребёнка, как например, «перворождённый». Особенности младенца также могли влиять на наречение его тем или иным именем; примерами служат имена Лабан («белый»), Эдом («красный»), Гидеон («хромой») и др. Указание на чисто умственные качества есть в именах Иова («враждебный») и Барак («блестящий»). Отвлечённые названия, вроде Маноах («отдых») и Михал («сила»), могли применяться к лицам как женского, так и мужского пола. Рахиль обозначает старую овцу; Ореб («ворон») и Зеев («волк») были князьями мидианитян; Калеб («собака») – основатель главного иудейского клана; исследователи встречают имена Ахбор («мышь») и Шафан («кролик»); Иона значит «голубь»; Циппора – «птица»; Дебора – «пчела»; еврейское имя Эсфири (Гадасса) означает мирт. Характерной чертою библейской ономастики (ономатологии) служит частое появление сложных имён, иногда представляющих целые фразы, как имена сына Исаии «Шеар-яшуб» («остаток вернётся») или «Хефци-ба» («моя радость в ней»). В Библии имена имели особую знаменательность в смысле залога божественного промышления и определения отношения данного лица к Богу.

 



 
PR-CY.ru