ИЛЬИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ в Ярославле

ИЛЬИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ в Ярославле – уникальный по своим достоинствам памятник ярославского культурного расцвета, шедевр мирового класса. Как сообщает храмоздательская запись на стенах главного храма, строительство церкви было начато 9 мая 1647 г., а её освящение состоялось 16 июня 1650 г. Ростовским митрополитом Варлаамом. Храм двухэтажный, с двумя крыльцами, на высоком подклете, с шатровой колокольней и галереей. Приделов в храме четыре – с южной стороны тёплая церковь во имя Покрова Богородицы, на северо-восточном углу устроен придел во имя мучеников Гурия, Самона и Авива; в алтаре главного храма, с правой стороны – придел во имя Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца. Кроме того, в юго-западной башне с высоким шатровым верхом устроен Ризположенский придел, где в специальной серебряной раке с изображением страстей Господних хранилась святыня храма – часть Ризы Господней, присланная Московским патриархом Иосифом I и царём Алексеем Михайловичем в дар Ильинской церкви к освящению храма в 1650 г. (в советское время она считалась утраченной и только в 2003 г.  была обнаружена в фондах Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника) В подклете храма, под приделом Гурия, Самона и Авива, находилась усыпальница, где были погребены храмоздатели Скрипины и их потомки. Заказчиками строительства Ильинского храма были выходцы из Новгорода купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины, одни из богатейших людей того времени в стране. До построения Скрипиными каменного храма здесь были две деревянные церкви – Ильинская и Покровская. Церковь Ильи Пророка по конструкции исследователи относят к традиционному соборному типу храма. Это – кубическое четырёхстолпное сооружение на подклете, увенчанное пятью главами на световых барабанах. Исследователи отмечают, что церковь Ильи Пророка – единый сложный ансамбль, куда, кроме центрального четверика, входит зимний храм Покрова Богоматери, приделы, двухъярусная галерея, колокольня, два крыльца. Эти объёмы группируются вокруг основного храма в асимметричную, живописно уравновешенную композицию. Наиболее выразительным в ансамбле исследователи считают западный фасад. Шатровая колокольня и соответствующий ей на юго-западном углу Ризположенский придел с галереей между ними выстроились в линейную композицию. Стройная колокольня, прорезанная ярусом звонов и двумя ярусами слухов, ближе придвинута к четверику главного храма, чем более массивный Ризположенский придел, сооружённый немного позднее. Ризположенский придел исследователи относят к известному в русском зодчестве архитектурному типу восьмерика на четверике. Переход между этими объёмами смягчён сгруппированными по три кокошниками, грани глухого шатра с рядами горизонтальных перехватов на рёбрах сходятся к небольшому барабану, увенчанному изящной черепичной главкой. Придел, посвящённый покровителям семейного очага Гурию, Самону и Авиву и служивший домовой церковью Скрипиных, находится в конце северной галереи в невысокой башне, которая завершается тремя рядами небольших кокошников, поставленных «на убег». Тёплая Покровская церковь с трапезной, простая по архитектуре постройка, примыкает к центральному храму с юга. Два больших крыльца, западное и северное, ведут на просторную галерею. Каждый фасад храма имеет индивидуальный облик.

 



 
PR-CY.ru