ИЕРЕЙ

ИЕРЕЙ (от греч. – жрец, то же что священник) – одно из наименований пресвитера; слово «иерей» отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется, главным образом, в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония). В современном языке иереями называются священнослужители второй степени священства, т.е. пресвитеры. В раннехристианской литературе и в эпоху Вселенских соборов слово «иерей» употреблялось и по отношению к епископам, а также к пресвитерам наряду с епископами. В русских переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «иерей», связав его по преимуществу с пресвитерами. Изначально словом «иерей» называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам. Традиция называть служителя культа иереем перешла в христианскую церковную терминологию из античных греческих культов и в буквальном переводе на русский язык означает священник. В греческом переводе Ветхого Завета («Септуагинте») «иерей» соответствует еврейскому «коген» и применяется к ветхозаветным священникам, которые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., например: Быт. 14:18; Исх. 18:1; Иер. 23:33 и др.). В Новом Завете это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф. 12:4; Лк. 1:5; 10:31; Евр. 10:11), так и языческого жреца (Деян. 14:13). В русском переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян. 14:13 передаётся как «жрец Зевса». Иереем в Новом Завете именуется Иисус Христос (Евр. 7:15–21; 8:4). В богословии «Послания к Евреям» раскрывается, что Христос имеет священство непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель Нового Завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр. 7:27). Отныне Христос является единственным иереем в полном смысле этого слова, Он – и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершён Ветхий Завет. Подобным образом о Христе как иерее высказывались и раннехристианские писатели, например, мученик Иустин Философ и Ориген. Священное Писание не называет христианских пресвитеров иереями, однако устойчивая традиция такого их именования сложилась к IV в. Ещё Климент Римский в «Послании к Коринфянам», написанном в конце I в., проводил аналогию между еврейскими и христианскими иереями – епископами; такое же сравнение присутствует в «Дидахе». Уподобление новозаветного священства ветхозаветному, а также сближение значений слов «иерей» и «пресвитер» связаны, прежде всего, с пониманием евхаристии как бескровного жертвоприношения, которое приобщает участников таинства к Крестной Жертве Спасителя (в этом смысле совершитель таинства евхаристии называется в православной традиции иереем). После того, как христианство стало государственной религией, поставление в иереи и назначение на должность стало производиться только епархиальным архиереем, без согласования с верующими. После усложнения церковно-административного аппарата старший иерей стал называться протоиереем, а монашествующий – иеромонахом. В России иерей до 1917 г. – второй частный титул белого духовенства, священнослужитель средней (второй) степени церковной иерархии. В современном русском языке термин «иерей» применяется исключительно по отношению к христианским священнослужителям, более того, почти всегда к православным клирикам. Иерей имеет право совершать все христианские таинства, кроме таинства рукоположения. В церковной литературе, равно как и в устной речи, священниками могут быть названы пресвитеры католической, армяно-григорианской и всех тех церквей, в которых существует и признаётся православной церковью действительным священство, но иереями в православных текстах таковые, как правило, не называются. В литературе внецерковной священниками могут быть названы и протестантские пасторы, однако слово «иерей» по отношению к ним также не употребляется.

 
PR-CY.ru