ИОАНН ФЕКАНСКИЙ - Страница 3

«Confessio fidei» («Исповедание веры»; автором указан Алкуин) состоит из четырёх частей: «De Deo uno et trino» («О триедином Боге»), «De verbo incarnato» («О Слове воплощённом»; переработка первой и второй частей «Богословской исповеди»), «De Deo trino et uno, de Christo ac de aliis plurisque ecclesiasticis dogmatibus» («О триедином Боге, о Христе и о многих других церковных догматах»; краткий обзор догматической системы) и «De corpore et sanguine Domini» («О теле и крови Господа»; переработка раздела «Богословской исповеди» («Confessio theologica»), содержит элементы полемики с Беренгарием Турским). Впоследствии эти сборники (в сильно сокращённом виде) были широко известны среди бенедиктинцев. Некоторые сохранились в рукописях как анонимные произведения, автором части сочинений считали Августина Блаженного. В ранних печатных изданиях «Богословское исповедание» приписывалось Иоанну Кассиану Римлянину (издано в Париже в 1539 г.) или Августину Блаженному (издано в Антверпене в 1545 г.); «Сборник из писаний и изречений отцов...» был известен как труд Августина Блаженного, «Исповедание веры» – как сочинение Алкуина (издано в Дижоне в 1656 г.). Малые произведения Иоанна Феканского в рукописной традиции сохранили имя автора. «Deploratio quietis et solitudinis derelictae» («Плач по покою и нарушенному уединению») – похвала отшельнической жизни, включавшая молитву «Summe Sacerdos» («О, Высший Первосвященник»), которая приписывалась также св. Ансельму Кентерберийскому и вошла в римский миссал как «Молитва св. Амвросия Медиоланского», «Versiculi ad excitandam cordis compunctionem» («Строфы для возбуждения сердечного покаяния»), молитвы «Laessus paenitentiae, O mi Custos» («Поражённый раскаянием, о мой хранитель»), «Gratiarum actiones pro beneficiis divinarum misericordiae» («Благодарение за благодеяние Божественного милосердия») и переработка «Oratio de vitiis et virtutibus» («Слова о пороках и добродетелях») св. Амвросия Аутперта. Исследователи полагают, что Иоанну Феканскому принадлежат ряд других молитв и литаний. В его посланиях упомянуты ещё три сочинения (наставление для вдов, трактаты о милостыне и о способе её творить и о божественном созерцании), посвящённые предположительно аскетической практике. Никаких других сведений о них не сохранилось. Исследователям известны 11 посланий Иоанна Феканского. Два из них, адресованные некой монахине (имя исследователям неизвестно) и императрице Агнессе из Пуату, представляют собой посвящения к «Сборнику из писаний и изречений отцов...». Послание императрице Агнессе датируется 1063 г., к этому году исследователи относят окончательную редакцию сборника. В послании папе Римскому Льву IX Иоанн Феканский сетует на притеснения, которые он встретил по пути в Италии со стороны сицилийских норманнов и местных жителей, а также критикует аморальный образ жизни графа Шалона Тибо де Семюра (1039–1065 гг.) и герцога Бургундии Роберта I (1032–1076 гг.). Сохранились послания Иоанна Феканского епископу Эврё Вильгельму, герцогу Нормандии и королю Англии Вильгельму Завоевателю, не известным по имени монахам, друзьям Иоанна Феканскго и настоятелям зависимых от Фекана монастырей.



 
PR-CY.ru