ИОАНН ФЕКАНСКИЙ - Страница 2

Благодаря активной поддержке герцога Вильгельма Нормандского в 1066 г. (монастырь принял участие в формировании армии для завоевания Англии) Иоанн Феканский смог добиться от нового короля тех же гарантий для аббатства, которые были предоставлены Эдуардом Исповедником. Впоследствии король Вильгельм Нормандский советовался с Иоанном Феканским по вопросу о назначении аббатом Вестминстера Виталия (1075/1076 г.). Аббатом бенедиктинской обители Питерборо стал один из насельников Феканского монастыря. В 1067 и 1075 гг. король Вильгельм Нормандский праздновал Пасху в Фекане. Согласно «Каталогу феканских аббатов» («Catalogus abbatum Fiscanensium»), Иоанн Феканский совершил паломничество в Иерусалим, однако попал в плен к сарацинам и оставался там долгое время. Сведения о смерти Иоанна Феканского сохранились в многочисленных некрологах. День смерти аббата отмечался в ординарии Фекана XIII в. раздачей милостыни (вином и монетами). Исследование творчества Иоанна Феканского, начатое в 1625 г. Жаном Мабильоном, не завершено. Отсутствует полное критическое издание трудов Иоанна Феканского. Его наследие представлено тремя компиляциями со схожим содержанием. Исследователи отмечают, что в сборниках, имеющих разноплановый характер, объединены богословские тексты, молитвы, исповедь, размышления о духовной жизни монаха. Иоанн Феканский был хорошо знаком с творениями Григория I Великого, Августина Блаженного и Иоанна Кассиана Римлянина, однако ему были известны труды и менее знаменитых церковных писателей (например, полемиста Вахиария). Исследователи отмечают, что как правило, в сочинениях Иоанн Феканский пересказывает идеи своих предшественников, так что логические построения и цитаты из сочинений отцов церкви крайне редки; более явно выделяется идейный параллелизм. «Confessio theologica» («Богословская исповедь», между 1017 и 1028 гг.) – свод богословских и мистико-аскетических размышлений. Делится на три части: первая часть посвящена догмату о Троице, вторая – искупительной миссии Христа, спасению и действию благодати, третья – пути христианина к Богу. «Libellus de scriptis et verbis patrum collectus, ad eorum praesertim utilita-tem, qui contemplativae vitae sunt amatores» («Сборник из писаний и изречений отцов, особенно полезный для любителей созерцательной жизни», 1030–1050 гг.; издано как «Meditationes» Августина Блаженного, в тексте содержатся более поздние вставки) является переработкой «Богословской исповеди», однако имеет иное деление (главы о пути к Богу, о любви к Спасителю, о созерцании Троицы). Акцент в сочинении сделан на мистическом богословии и аскетической созерцательной жизни.

 



 
PR-CY.ru