ИСИДОР СТРАННОПРИИМЕЦ - Страница 2
Поскольку находившийся при Исидоре Странноприимце чтец выкрал эти письма, то Исидор Странноприимец спешно вернулся в Александрию. В 394 г. Исидор Странноприимец был послан архиепископом Феофилом в Палестину, чтобы примирить Иеронима Стридонского с Иерусалимским архиепископом Иоанном II. Исидор Странноприимец передал архиепископу Феофилу исповедание веры Иеронима Стридонского. Однако впоследствии Исидор Странноприимец подвергся суровой критике со стороны Иеронима как оригенист. В 397 г. архиепископ Феофил предпринял не увенчавшуюся успехом попытку утвердить Исидора Странноприимца на Константинопольской кафедре вместо Иоанна Златоуста после смерти епископа Нектария. Когда Феофил начал активную борьбу с оригенизмом, он обвинил Исидора Странноприимца в утайке 1 тыс. золотых монет и в содомском грехе. С помощью лжесвидетелей он осудил Исидора Странноприимца и наложил на него отлучение. Исидор Странноприимец был вынужден бежать к нитрийским монахам. Скрываясь от гонений со стороны Феофила, он вместе с «долгими братьями» (см. в ст. Аммоний Долгий и Диоскор, епскоп Гермопольский) через Палестину отправился в Константинополь к Иоанну Златоусту, где и умер спустя некоторое время. Палладий утверждал, что Исидору Странноприимцу в момент их встречи было около 70 лет, а скончался он по прошествии ещё 15 лет, т.е. около 403 г. В сборнике «Apophthegmata Patrum» содержится девять изречений, приписываемых некоему Исидору Скитскому. Вопрос об отождествлении этого Исидора с Исидором Странноприимцем остаётся открытым, тем не менее, исследователи считают вполне вероятным, что мы имеем дело с одной и той же личностью, учитывая, что Скит был частью более обширной Нитрийской пустыни. Некоего Исидора Руфин Аквилейский застал в Скиту около 370 – 375 гг. во времена преследований православных архиепископом-арианином Лукием. По словам этого автора, Макарий Великий, Исидор и другие нитрийские подвижники «имели общность жизни и дел не с прочими смертными, но с ангелами небесными». Свидетельства Палладия и Руфина с большой долей вероятности исследователи относят к одному и тому же лицу. Также высказывалось предположение об идентификации Исидора Странноприимца с возглавлявшим монахов Скита Исидором, о котором говорит Иоанн Кассиан Римлянин, и с Исидором – учеником Антония Великого. Р. Обер указал на хронологическое несоответствие, возникающее при отождествлении Исидора Странноприимца с Исидором, возглавлявшим Скит, поскольку дата смерти последнего не совпадает с указанной Палладием: в источниках уже в 399 г. упоминается преемник Исидора Скитского Пафнутий. Впрочем, в данном случае наличие преемника не указывает однозначно на кончину Исидора, который к этому времени мог перебраться в Александрию, передав управление Пафнутию. Краткое Житие Исидора Странноприимца, составленное на основании «Лавсаика», помещено в некоторых византийских Синаксарях (например, в парижском XIII в.), но его память не утвердилась в календарях православных церквей, как полагают исследователи, из-за его конфликта с архиепископом Феофилом Александрийским. На Западе память Исидора Странноприимца была включена в Мартиролог Адона Вьеннского под 15 января и оттуда была перенесена в Римский Мартиролог кардинала Цезаря Барония.